
Правительство РФ изменило правила надзора на за лицензируемыми автобусными перевозками пассажиров и иных лиц. Отныне данный вид деятельность отнесен к высшей группе тяжести потенциальных последствий и приравнена по уровню надзора к перевозке опасных грузов, что приведет к увеличению количества контрольных мероприятий.
Всего существует категорий риска 4: высокий, значительный, средний или низкий. Ранее автобусные перевозки пассажиров относили к категории значительного риска, теперь – высокого. А это означает плановые проверки 1 раз в 2 года, либо их замену на 1 профилактический визит в год. Проверка будет проводиться в виде контрольной закупки, выборочного контроля, либо инспекционного или рейдового осмотра, либо документарной или выездной проверки.
При оценке рисков будут учитывать следующие параметры:
- количество и характер выявленных нарушений ПДД;
- регулярность проведения ТО и его качество ТО;
- наличие собственных гаражей и персонала для ремонта ТС или заключенных договоров со специализированными СТО;
- оборудование ТС навигационными системами ГЛОНАСС/GPS;
- наличие тахографов, видеонаблюдения, ПО по контролю за состоянием ТС и фиксации графиков работы водителей;
- наличие или отсутствие жалоб пассажиров, любые отзывы из любых источников.
И не стоит забывать, что осуществлять данный вид деятельности можно только при условии оформления лицензировании по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Чтобы получить данную лицензию необходимо:
иметь в штате организации сотрудника, прошедшего аттестацию в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
иметь лицензию на медицинскую деятельность по медицинским осмотрам или заключить договор на медосмотры с медорганизацией;
владеть автобусами на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем).
Но вернемся к ужесточению контроля за предприятиями, которые на основе лицензии осуществляют перевозки пассажиров автобусами. По задумке власти, новые правила позволят предприятиям-перевозчикам получить репутационный статус и снизить категорию риска до низкого, тем самым избежать постоянных жестких проверок. Как результат, добросовестные перевозчики сократят административную нагрузку, а недобросовестные, получат частые проверки с большими штрафами.
Юрист, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.