Дайджест
2025-08-09 08:00:00
Трудный возраст
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин предложил кардинально подойти к обновлению российского автопарка: поднять транспортный налог на машины старше 15 лет, а также обязать их владельцев проходить техосмотр дважды в год. Попахивает социальным взрывом.
Гром прогремел в начале июля, когда господин Подщеколдин дал интервью радио «Бизнес FM», где сказал буквально следующее: «15 лет – это всё-таки для автомобиля довольно много. У нас сейчас средний возраст парка – 16,5 года. Это не очень хорошо экологически, и ясно, что у машин уже поношенные двигатели. Мы предлагаем для стимуляции замены машин после 15 лет установить чуть-чуть повышенный (в 1,5 раза) налог на автомобиль и техосмотр, который будет не 1, а 2 раза в год. Хочешь ездить на старой машине – пожалуйста, проходи техосмотр в 2 раза чаще, чем обычный молодой автомобиль».
Почему именно 15, а, скажем, не 20 лет – оставим этот вопрос за скобками. Важнее другое – причина, по которой глава РОАД выдвинул столь непопулярное предложение. Она одна и очень простая: продажи новых машин в России снижаются с каждым месяцем, и рынок, пожалуй, переживает худшие времена за всю свою современную историю.
Если четыре года назад средняя стоимость легковушки была около 2 млн, то сейчас она равна 3–3,5 миллиона. У людей попросту нет денег, кредиты из-за планомерного повышения ключевой ставки также стали недоступными
Падение по итогам первого полугодия составило почти 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В своё время говорили о том, что по итогам текущего года 1,5 млн проданных машин было бы отличным показателем, теперь об этом даже не заикаются: дай бог дотянуть до миллиона ровно. Почему происходит то, что происходит? И здесь всё просто: благодаря введению утилицизационного сбора, пролоббированного АвтоВАЗом, цены на автомобили резко взлетели вверх. И если четыре года назад средняя стоимость легковушки была около 2 млн, то сейчас она равна 3–3,5 миллиона. У людей попросту нет денег, кредиты из-за планомерного повышения ключевой ставки также стали недоступными.
Результат: на складах у дилеров и автопроизводителей томятся сотни тысяч нераспроданных машин. Кто же виноват в сложившейся ситуации? Ни в коем случае не АвтоВАЗ – виноваты, оказывается, старые машины. Более того, искренне полагают в РОАД, абсолютно все владельцы таких четырёхколёсных динозавров готовы хоть завтра пересесть на «Ладу Весту» или нового «китайца», а весь жизненный цикл любой машины не должен превышать упомянутые выше 15 лет.
А как на севере и как на юге?
Посмотрим на структуру российского автопарка. Господин Подщеколдин не совсем прав, говоря о 16,5 года. По данным на начало 2025 года, средний возраст машин в нашей стране составляет 14 лет. А теперь переведём взгляд чуть севернее и узнаем, как дела в Финляндии, одной из наиболее прогрессивных стран в мире по части автомобилей, а также отношения к экологии. И что же? Результат практически идентичный – 13,5 года!
Может, удивит соседняя с ней Норвегия, побившая все рекорды по количеству электромобилей на душу населения? Не удивит: там средний возраст машин чуть больше 11 лет. Заметим: эти страны не находятся под санкциями, негативно влияющими не только на экономику, но и на благосостояние каждого отдельно взятого жителя. И в этих странах совершенно другие проценты по автокредитам (в Финляндии максимальная ставка не может превышать 10%, а у нас глава РОАД говорит о том, что надо вернуться «хотя бы к 15%»).
Однако в Скандинавии дилерские центры почему-то не обвиняют во всех бедах старенькие автомобили. Наоборот, их владельцам предоставляются определённые преференции.
Можно пойти не на север, а на юг, в бывший СССР. Так, в Казахстане с 1 января следующего года вступят в силу налоговые послабления для машин старше 11 лет. И чем старше «железный конь», тем ниже будет налог: вплоть до 50-процентной скидки на 20-летние авто.
Кстати
С 2025 года в Москве действуют новые ставки транспортного налога в зависимости от мощности автомобиля:
до 100 л.с. в отношении легковых автомобилей – 13 руб. за л.с.;
от 100 до 125 л.с. – 28 руб. за л.с.;
от 125 до 150 л.с. – 35 руб. за л.с.;
от 150 до 175 л.с. – 50 руб. за л.с.;
от 175 до 200 л.с. – 50 руб. за л.с.;
от 200 до 225 л.с. – 72 руб. за л.с.;
от 225 до 250 л.с. – 75 руб. за л.с.;
свыше 250 – 150 руб. за л.с.
Простая арифметика: владелец семейного кроссовера Mazda CX-7 с двигателем 2,3 литра мощностью 238 л.с. в год платит 17 850, а будет – 26 775. Пострадают и владельцы маленьких машин с небольшими моторами – прибавка даже в несколько тысяч рублей к обязательному платежу может оказаться весомой. Вспоминается недавний анекдот: «Если у вас не хватает денег на квартиру в доме бизнес-класса, мы повысим коммуналку в вашей «панельке» в 5 раз».
Не хотят – заставим
Ситуацию с транспортным налогом в России иначе как грабительской не назвать. Он не привязан к количеству потребляемого бензина и пройденным километрам, он привязан к мощности. А что, если машина большую часть своей жизни простаивает в гараже, выезжая на трассы несколько раз в год? Каким образом более мощный автомобиль портит воздух и хрупкий российский асфальт в разы активнее микролитражек – если уж мы говорим об экологии? Неужели и правда 15-летний BMW «грязнее» 5-летней «Гранты» или 3-летней «Газели»?
При этом за машину мощностью 320 л.с. владелец платит 50 тыс. в год. Теперь предлагается увеличить ставку «всего в 1,5 раза». Где тут справедливость – вопрос риторический. А вот говоря о «поношенности» двигателей, ничего риторического быть не может: обратите внимание, какие обычно цифры красуются на одометрах столичных такси. Это 300, 400, 500 тыс. километров. У них не «поношенные» двигатели? А ведь этим машинам всего три-четыре года.
Логика дилеров, конечно, понятна. Необходимо сделать бремя владения старым автомобилем невыносимым: при стоимости машины 500 тыс. плати каждый год по 10 или больше процентов от этой суммы. Просто за то, что «ласточка», совершенно исправная, стоит на парковке. Это должно автоматически подтолкнуть владельца пойти в салон и купить ноунейма-китайца, желательно ещё взяв для этого кредит. «Старьё» можно утилизировать, а продажи «новья» пойдут вверх.
«Кайи» не «Камри»
Однако новые автомобили не продаются отнюдь не потому, что всех устраивают 20-летние гнилушки. И стоят новые автомобили заоблачных денег отнюдь не потому, что действительно должны столько стоить. Причины катастрофического падения продаж сугубо экономические и никакого отношения к возрасту автопарка не имеют. «Веста» за 2 млн – это что-то из области запредельного, аналогично кредиту по ставке 25% годовых (или больше). Нормализуйте рынок, умерьте свои аппетиты – и всё будет продаваться.
Единственный момент, который никто не отменял и который явно раздражает любого представителя дилерского сообщества, – никогда некий условный SWM или некий условный Changan не заменит Hyundai Santa Fe или Kia Sorento, никогда некий условный Zeekr не заменит Mercedes или Porsche. И никогда Kaiyi не придёт на замену Camry. Потому что «Камри» будет прекрасно ездить и через 15 лет, при этом пользуясь популярностью на вторичном рынке. А вот сколько проездит Kaiyi – большой вопрос. Ещё больший вопрос – кто купит эту машину трёхлетней.
Насильно пересаживать россиян, и без того измученных постоянным, зачастую совершенно неадекватным, ростом цен, с любимых машин на нелюбимые «средства передвижения» – идея не из лучших. Понимают ли это в РОАД?
Автор: Александр Кузьмин
Источник: https://versia.ru/starye-avtomobili-udel-bogatyx-schitayut-dilery-chinovniki-soglasyatsya