Дайджест

Версия для печати
25.10.2011 6:04:50
Коррупция в московских школах

Новость на Newsland: Коррупция в московских школах


Директор 1308-й Андрей Кудояров, обвиненный в поборах, скончался в тюрьме. Его коллега Константин Петров из 1317-й - в бегах.


В СМИ проскакивали жалобы и на 1498-ю. Все эти школы по странному стечению обстоятельств находятся рядышком, в Западном округе. Я решил выяснить, что там за «черная дыра» такая?


ПАТОВЫЙ РАЙОН


После трагической смерти директора школы № 1308 Андрея Кудоярова мы разговорились с одним из чиновников столичного Департамента образования.


- Брал покойный взятки, - уверено заявил мой собеседник. - Причем очень настойчиво. Как-то пытался вымогать деньги у одного чиновника из мэрии. Жалко, коллега мне тогда сразу не рассказал об этом.


- Так вы же постоянно говорите: места есть для всех, даже с избытком. За что люди платят?!


- Смотри, какая штука получается. На территории Западного округа много новостроек, там дорогие квартиры и небедные новоселы. А у них - дети. И эти родители своих чад куда попало учиться не отдадут. В округе школ и так не хватает. А тех, которые родители считают хорошими, - совсем немного. Дефицит. А что он порождает? Правильно - взятки!


- Но можно ли поверить, что Кудояров был последним мздоимцем в этом районе?!


- Там раньше целая система была... До Кудоярова дело завели на Константина Петрова. Но это фамилии, связанные с громкими делами. Были и другие директора, вымогавшие деньги с родителей. Их просто снимали. Из-за этих историй в том числе прошлого руководителя окружного Управления образования тоже уволили.


ШКОЛУ ПОСТРОЙТЕ


Тогда я решил выяснить, какая обстановка сегодня в Западном округе, как отразился на школах печальный опыт Кудоярова и Петрова? Прошерстил в Интернете родительские форумы, выписал номера наиболее популярных школ и отправился по ним под видом отца, решившего обеспечить сыну место в первом классе.


Гимназия № 1733.


- Мы берем в первый класс только из своего дошкольного отделения, - огорошила завуч Ирина Ивановна.


- А как же мы?


- Мы - гимназия, поэтому принимаем только из прогимназии.


- Тогда запишите ребенка в прогимназию!


- Мест нет. Я новенького только в коридор могу посадить.


- Но я готов оказать школе посильную помощь.


- Что вы умеете делать?


- Руками - ничего. Но есть деньги.


- Не надо нам деньгами, лучше новое здание постройте...


ЖДЕМ ВЕСНЫ


В гимназии № 1541 состоялся такой же разговор. Здесь тоже жаловались на отсутствие площадей для новых классов.


- В этом году один четвертый из началки уходит - освобождается единственный кабинет, - объяснила директор Татьяна Викторовна. - Поэтому набираем всего один первый класс. Весной позвоните, вдруг кто-то из нашей нулевки решит в другую школу уйти. А помочь чем вы нам можете? Пристроечку бы для младших классов построить...


В ста метрах от уплотненной гимназии - общеобразовательная школа № 323. Здесь радушно готовы принять кого угодно, лишь бы с документами все было в порядке. Этим летом записывали в первые классы до самого конца августа.


В школах № 875 и № 1307 мне удалось поговорить только с охранниками. Узнав о цели визита, они только развели руками:


- К нам постоянно кто-то с этим же вопросом приходит, но мест в нулевке нет. Весной первыми зачисляют всех, кто учился на дошкольном отделении. Если места остаются, берут и остальных. Вы звоните весной...


Еще одна популярная в районе школа - центр образования № 1817. Она расположена совсем рядом со школой Кудоярова. Ко мне вышла секретарь.


- Могу я увидеть директора? У меня к нему приватный разговор.


- Если вы хотите дать взятку, вам в другую школу. Мы денег не берем! А к директору приходите в приемные часы. Он будет с вами общаться.


Поездку заканчиваю в Олимпийской деревне.


- Весной! Весной запишем вашего сына обязательно, - уверяет учительница. - А хотите деньгами помочь - тоже ради бога. В апреле придете, и ребенка запишем, и, как нам помочь, расскажем.


Я не знаю, все ли школьные работники были со мной честны. Может быть, я просто опоздал на все распродажи. Или после скандальных процессов руководители стали осторожнее? А может, мне сразу надо было идти в школы с пачкой банкнот в руке?


Пока же нынешний мой поход подтвердил: мест в престижных школах на Западе нет нигде. А директорам школ нужны не родительские деньги, а новые здания...


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ


А может, я просто не нашел к школьным руководителям правильного подхода? А как у вас в районе? Сколько вы платили за прием ребенка в школу? Сколько вносите сейчас? Пишите нам по адресу duel@kp.ru


МНЕНИЕ ЧИНОВНИКА


Школы столицы спокойно обойдутся без родительских денег


- Сейчас у московских школ нет никакой необходимости в деньгах родителей, - считает руководитель пресс-службы Департамента образования Александр Гаврилов. - Финансирование образовательных учреждений у нас в разы превышает финансирование школ любого другого города страны. А на обучения старшеклассников и вовсе тратится зачастую больше, чем на обучение студентов в вузе.


Да, до 1 октября была причина, вынуждавшая руководителей школ или детсадов прибегать к помощи родителей. Сметы расходов были составлены так, что денег на закупку важных вещей (например, моющих средств и т. п.) не предусматривалось. Вот и приходилось собирать необходимые суммы с пап и мам - иногда напрямую, иногда через какие-то фонды.


Но с 1 октября все дошкольные учреждения и почти тысяча школ города финансируются в форме субсидии. Причем эти субсидии значительно превышают прежние бюджеты. Это позволяет руководителям самим распределить средства по статьям расходов, чтобы денег хватало на все.


В одном из округов мы проанализировали, какова доля средств, поступающих в образовательные фонды от пап и мам по отношению к средствам, выделяемым городом. Выяснилось - в 2010 года суммы, собранные с родителей, составляли лишь 0,4% от суммы, выделенной бюджетом. Сами понимаете - эти деньги не могут сыграть важной роли в решении финансовых проблем учреждений.


Но при этом сбор денег происходит, как правило, на служебной территории, во время родительского собрания, с использованием служебного положения директора или педагога. В результате страдает репутация и школы, и самих педагогов. Да и не только репутация - иногда за такое люди платят собственной свободой. Поэтому мы не рекомендуем школам и детсадам вообще собирать деньги с родителей!


Да, никто не может запретить родителям помогать образовательному учреждению. Но только для создания дополнительных условий для обучения и развития своих детей! Сверх государственного стандарта образования. Организовывать такую работу должны родительские комитеты, попечительские и управляющие советы.


Ну а самое лучшее, если бы бескорыстная помощь учреждениям образования была организована путем создания фондов благодарных выпускников. Добился успеха в жизни? Считаешь, что в этом тебе помогли знания, полученные в школе? Вот и помоги своему бывшему «второму дому».


ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА


Все равно одни будут носить, а другие их брать


Как-то на родительском собрании в Центре образования, где учился сын, мы обсуждали, сколько нужно денег, чтобы организовать для отпрысков новогоднюю вечеринку. Угощение, костюмы, то да се... Выходило рублей по 200 - 300. И вдруг в расчеты вмешалась ярко-рыжая дама из соседней элитной многоэтажки:


- Да что мелочиться! Сбросимся по пять тысяч! Что нам, денег для наших детей жалко?


Папы с мамами из хрущевок и девятиэтажек неловко вжали головы в плечи. Денег-то, конечно, на детей не жалко. Но вот поди при всех признайся, что многовато пять тысяч для семейного бюджета. Да и зачем классу столько денег? Вроде все есть - и интерактивная доска, и новенькие парты, и замечательный актовый зал.


Активную мамашу как-то урезонила классная руководительница. Потом выяснилось - дама эта сидит дома, не работает. Но на все просьбы сходить сопровождающим на экскурсию или в театр она отвечала отказом. Кинуть пять тысяч рукой, унизанной золотыми кольцами, проще...


И я понимаю директоров, которые такие подношения берут: мамаше такой что 5, что 50 тысяч - капля в море. А для школы они пригодятся.


Но это только одна сторона сегодняшней цепочки родители - деньги - школа. Есть и другая. В стране, где гаишники собранную на дорогах дань передают наверх, где врачи берут за операции и скидываются потом своим начальникам, школа не может быть вне коррупционной схемы. Школа - один из социальных институтов и в иных реалиях существовать не может. Вступительные взносы в престижные школы по 100 тысяч рублей (где больше, где меньше) - это не исключение из правил, а система. И она действует не только в Москве. Недавно я писал о сходных тарифах в Казани. Подозреваю, подобное существует и в других городах.


Эти деньги на самом деле не столько помощь учителям, сколько плата родителей за вступление в «клуб успешных». Своего рода имущественный ценз, гарантия, что рядом за партой с твоим ребенком не будет сидеть хулиган из семьи алкоголиков или плохо говорящий по-русски сын гастарбайтеров. И это те средства, которыми директор школы расплачивается со своим начальством, с проверяющими из налоговой, Роспотреб- и Роспожнадзора, с другими инстанциями, - мало ли их у нас?


Можно, конечно, ловить директоров по одному. А результат? Рано или поздно их сменщикам все равно придется так или иначе вступать в денежные отношения с родителями. Вот только с большей конспирацией и с большим количеством посредников. Потому что платить проверяющим все равно надо. И потому что родители готовы выкладывать деньги за то, чтобы их дети учились в действительно хороших школах. А таких школ всегда не хватает на всех...

По материалам:
publizist.ru

Все публикации