
Деньги, приобщенные к делу, вернут законным владельцам до вступления в силу решения суда.
Сенаторы одобрили во втором чтении закон, позволяющий возвращать законным владельцам денежные средства и ценные вещи, приобщённые к делу, до суда. Это позволит избежать потерь для их владельцев и исключит огрехи в законодательстве.
Законопроект, подготовленный больше года назад Министерством внутренних дел, был принят Советом Федерации во втором чтении. Он решает самую главную и скользкую проблему следственной практики - приобщение к делу денежных средств и ценных вещей. Ранее вещественные доказательства возвращались их владельцам лишь после судебного решения.
Чаще всего такие суммы оказываются в результате спецоперации по привлечению к ответственности взяточников. Для их поимки используются деньги жертвы, которые на время следствия приобщаются к делу. Теперь такое ограничение снимается.
Существовавший порядок нарушал право гражданина, чьи средства были взяты в качестве доказательств, на распоряжение своей собственностью.
Зачастую процессы затягиваются на неопределённый срок, а денежные средства при этом находятся в недосягаемости. Об этом в частности говорит член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена. По его словам, эта мера должна была вводиться раньше.
"Мы не должны при обличении и привлечении к ответственности коррупционеров ущемлять права физических и юридических лиц, которые привлекают свои деньги для следственно-оперативных действий, - отметил он. - Существует масса примеров, когда люди годами не могли получить обратно деньги, а суммы при этом достигали нескольких миллионов долларов".
Также адвокат подчеркнул, что нововведение никак не скажется на качестве следствия и не повлияет на исход дела. В крайнем случае, можно будет привлечь этого человека для подтверждения факта передачи денег, чтобы снять все сомнения.
Член комитета Госдумы Геннадий Гудков также полагает, что ситуация с вещдоками была самой неудобной частью следственного процесса.
"С современными технологиями и способами фиксации информации приобщение вещдоков к материалам дела вообще бессмысленная операция. Это только дополнительные издержки для их владельцев и больше ничего", - заявил Firstnews Геннадий Гудков.
В отношении антикоррупционной составляющей он отметил, что это относится скорее к коммерческим делам, связанным с приобщением к делу партии товаров или иной продукции. В этой связи такой механизм может быть использован в корыстных целях.
Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что прежде всего это упростит работу самим правоохранительным органам и защитит заявителей от рисков.
"Управление "К" не раз обращалось в казначейство с просьбой помочь с финансированием, так как сейчас все операции по поимке взяточников производятся с привлечением денег самих граждан. Естественно, когда суммы исчисляются миллионами долларов, не хочется их надолго исключить из оборота", - подчеркнул Кирилл Кабанов.
Кроме того, по его мнению, нужно проработать чёткую законодательную базу по порядку возмещения денежных средств заявителям. В этом случае удастся избежать административных проволочек и коррупционных схем, в результате которых люди зачастую теряют свои деньги.
Издержки следствия
Подобный случай был зафиксирован в Новосибирске, где следователь транспортной прокуратуры потерял вещественные доказательства в виде семи "КАМАЗов" с контрабандной китайской бытовой техникой.
Также громкий скандал разразился в середине 2006 года, когда у "Евросети" по делу о контрафактной продукции было изъято более 160 тыс. телефонов на общую сумму в $350 млн. Компания обжаловала это решение с требованием вернуть конфискованный товар.