Дайджест

Версия для печати
10.12.2011 11:46:05
Сравнительный анализ прежнего и нового Законов о лицензировании

3 ноября 2011 года в России вступил в законную силу новый Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности ( № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») и уже успел наделать много шума. Потому что, не смотря на прежнее название, новый Закон в значительной степени отличается от старого, № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г.


С какими же нововведениями мы сталкиваемся в новом Законе № 99-ФЗ?


Во-первых, в значительной степени сократился перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Произошло это, в частности, за счет того, что многие лицензируемые виды деятельности, которые предполагали, в соответствии с ранее действующим Законом № 128-ФЗ, получение отдельной лицензии, в Законе № 99-ФЗ объединены в единые виды лицензируемой деятельности.


Таблица 1. Сравнительный анализ изменений видов деятельности в Законе № 99-ФЗ по сравнению с Законом № 128-ФЗ.


















































































































Наименование по «старому» закону



Наименование по «новому» закону



Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств



Разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)



Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств



Предоставление услуг в области шифрования информации



Разработка и производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем



Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)



Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)



Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации



Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации



 Деятельность по технической защите конфиденциальной информации



Деятельность по технической защите конфиденциальной информации



Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность



Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации



Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией



Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции



Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности



Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности





Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры



Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров



Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений



Деятельность  по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений



Фармацевтическая деятельность



Фармацевтическая деятельность



Производство лекарственных средств



Производство лекарственных средств



Производство медицинской техники



Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники



Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)



Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ



Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений



Культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности



Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ



Деятельность,  связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ



Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов



Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов



Заготовка, переработка и реализация лома черных



Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)



Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);



Медицинская деятельность



Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)



Нет в перечне



Частная охранная деятельность



Нет в перечне



Частная детективная (сыскная) деятельность



Нет в перечне



Оказание услуг связи



Нет в перечне



Телевизионное вещание и радиовещание





Кроме того, необходимо отметить, что точный перечень работ и услуг, требующих получения лицензии, должен быть приведен в соответствующих положениях о лицензировании конкретных видов деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ). Разработку и утверждение таких положений указанный нормативный акт относит к полномочиям Правительства РФ.


Немаловажная новелла закона - четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ в области лицензирования.


Теперь органы исполнительной власти субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия в области лицензирования только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Ранее виды деятельности, лицензирование которых они могли осуществлять, определяло Правительство РФ. Лицензия, выданная органами исполнительной власти субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 9 Закона № 99-ФЗ будет действовать и на территории других субъектов Федерации при соблюдении лицензиатом условий уведомления соответствующих лицензионных органов таких субъектов. Эти условия установлены в п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».


В Законе № 99-ФЗ определены права и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, чего в старом Законе не содержалось. В целом, это должно сыграть положительную роль во взаимодействии лицензиатов и лицензирующих органов, так как эта норма служит, чтобы помочь лицензиатам и соискателям лицензий защитить свои права и законные интересы при наличии разногласий с лицензирующими органами. В старом законе была обозначена только ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования.


В Законе № 99-ФЗ мы видим особое основание отказа в выдаче лицензии для соискателей лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ, баз данных и фонограмм. В выдаче лицензии будет отказано, если ранее выданная соискателю лицензия на такой вид деятельности была аннулирована.


Помимо перечисленного, в новом Законе более подробно, чем в Законе № 128-ФЗ, закреплен порядок осуществления лицензионного контроля (ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Так, новым Законом установлено, что контролирующий орган, которым в данном случае является лицензирующий орган, проводит проверки в отношении лицензиата и соискателя лицензии.


Проверки могут быть документарные, внеплановые выездные (в отношении соискателя лицензии и лицензиата), а также плановые (в отношении лицензиата). Внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии осуществляются без согласования с органами прокуратуры (ч. 2 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). В соответствии с ч. ч. 6 и 12 ст. 19 указанного Закона внеплановые выездные проверки в отношении лицензиата также проводятся без согласования с органами прокуратуры. Исключение составляют случаи проведения такой проверки на основании обращения или заявления граждан или юридических лиц и иных лиц (п. 2 ч. 10 ст. 19 нового Закона). В указанном случае внеплановую выездную проверку можно проводить без предварительного уведомления проверяемого.


Плановая проверка осуществляется в соответствии с ежегодным планом, который разрабатывает лицензирующий орган. В Законе № 99-ФЗ перечислены основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок. В соответствии с ч. 9 ст. 19 указанного Закона такими основаниями являются:


- истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;


- истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;


- истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.


Внеплановая выездная проверка лицензиата может проводиться по следующим основаниям (ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ):


- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения;


- поступление в лицензирующий орган обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;


- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;


- наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;


- наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.


В новом Законе указано, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности должен устанавливаться соответствующим положением о лицензировании. При этом в соответствии с ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:


- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;


- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.


При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений и документов, с использованием сети Интернет в соответствии с российским законодательством, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.


И конечно же нельзя не отметить бессрочное действие лицензии. Благодаря такому усовершенствованию старого закона, лицензиаты больше не столкнутся с процедурой продления срока действия лицензии.


О том, каким будет результат указанных выше нововведений по Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г., можно будет судить совсем скоро.

По материалам:
publizist.ru

Все публикации