3 ноября 2011 года в России вступил в законную силу новый Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности ( № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») и уже успел наделать много шума. Потому что, не смотря на прежнее название, новый Закон в значительной степени отличается от старого, № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г.
С какими же нововведениями мы сталкиваемся в новом Законе № 99-ФЗ?
Во-первых, в значительной степени сократился перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Произошло это, в частности, за счет того, что многие лицензируемые виды деятельности, которые предполагали, в соответствии с ранее действующим Законом № 128-ФЗ, получение отдельной лицензии, в Законе № 99-ФЗ объединены в единые виды лицензируемой деятельности.
Таблица 1. Сравнительный анализ изменений видов деятельности в Законе № 99-ФЗ по сравнению с Законом № 128-ФЗ.
Наименование по «старому» закону
|
Наименование по «новому» закону
|
Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств
|
Разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
|
Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств
|
Предоставление услуг в области шифрования информации
|
Разработка и производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем
|
Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
|
Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
|
Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации
|
Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации
|
Деятельность по технической защите конфиденциальной информации
|
Деятельность по технической защите конфиденциальной информации
|
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
|
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
|
Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией
|
Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции
|
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности
|
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности
|
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
|
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров
|
Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
|
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
|
Фармацевтическая деятельность
|
Фармацевтическая деятельность
|
Производство лекарственных средств
|
Производство лекарственных средств
|
Производство медицинской техники
|
Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники
|
Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
|
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ
|
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений
|
Культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности
|
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ
|
Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ
|
Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов
|
Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов
|
Заготовка, переработка и реализация лома черных
|
Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)
|
Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
|
Медицинская деятельность
|
Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)
|
Нет в перечне
|
Частная охранная деятельность
|
Нет в перечне
|
Частная детективная (сыскная) деятельность
|
Нет в перечне
|
Оказание услуг связи
|
Нет в перечне
|
Телевизионное вещание и радиовещание
|
Кроме того, необходимо отметить, что точный перечень работ и услуг, требующих получения лицензии, должен быть приведен в соответствующих положениях о лицензировании конкретных видов деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ). Разработку и утверждение таких положений указанный нормативный акт относит к полномочиям Правительства РФ.
Немаловажная новелла закона - четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ в области лицензирования.
Теперь органы исполнительной власти субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия в области лицензирования только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Ранее виды деятельности, лицензирование которых они могли осуществлять, определяло Правительство РФ. Лицензия, выданная органами исполнительной власти субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 9 Закона № 99-ФЗ будет действовать и на территории других субъектов Федерации при соблюдении лицензиатом условий уведомления соответствующих лицензионных органов таких субъектов. Эти условия установлены в п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
В Законе № 99-ФЗ определены права и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, чего в старом Законе не содержалось. В целом, это должно сыграть положительную роль во взаимодействии лицензиатов и лицензирующих органов, так как эта норма служит, чтобы помочь лицензиатам и соискателям лицензий защитить свои права и законные интересы при наличии разногласий с лицензирующими органами. В старом законе была обозначена только ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования.
В Законе № 99-ФЗ мы видим особое основание отказа в выдаче лицензии для соискателей лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ, баз данных и фонограмм. В выдаче лицензии будет отказано, если ранее выданная соискателю лицензия на такой вид деятельности была аннулирована.
Помимо перечисленного, в новом Законе более подробно, чем в Законе № 128-ФЗ, закреплен порядок осуществления лицензионного контроля (ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Так, новым Законом установлено, что контролирующий орган, которым в данном случае является лицензирующий орган, проводит проверки в отношении лицензиата и соискателя лицензии.
Проверки могут быть документарные, внеплановые выездные (в отношении соискателя лицензии и лицензиата), а также плановые (в отношении лицензиата). Внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии осуществляются без согласования с органами прокуратуры (ч. 2 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). В соответствии с ч. ч. 6 и 12 ст. 19 указанного Закона внеплановые выездные проверки в отношении лицензиата также проводятся без согласования с органами прокуратуры. Исключение составляют случаи проведения такой проверки на основании обращения или заявления граждан или юридических лиц и иных лиц (п. 2 ч. 10 ст. 19 нового Закона). В указанном случае внеплановую выездную проверку можно проводить без предварительного уведомления проверяемого.
Плановая проверка осуществляется в соответствии с ежегодным планом, который разрабатывает лицензирующий орган. В Законе № 99-ФЗ перечислены основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок. В соответствии с ч. 9 ст. 19 указанного Закона такими основаниями являются:
- истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
- истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
- истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.
Внеплановая выездная проверка лицензиата может проводиться по следующим основаниям (ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ):
- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения;
- поступление в лицензирующий орган обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
- наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.
В новом Законе указано, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности должен устанавливаться соответствующим положением о лицензировании. При этом в соответствии с ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений и документов, с использованием сети Интернет в соответствии с российским законодательством, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.
И конечно же нельзя не отметить бессрочное действие лицензии. Благодаря такому усовершенствованию старого закона, лицензиаты больше не столкнутся с процедурой продления срока действия лицензии.
О том, каким будет результат указанных выше нововведений по Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г., можно будет судить совсем скоро.