Дайджест

Версия для печати
02.10.2008 8:24:37
Правительство РФ понимает, что обострение кризиса в октябре реально: интервью президента ММВА
Московская международная валютная ассоциация (ММВА) направила в адрес Дмитрия Медведева и Владимира Путина обращение с призывом принять неотложные дополнительные меры по стабилизации ситуации в банковской сфере и на финансовом рынке. В обращении, подписанном президентом ММВА Алексеем Мамонтовым, в частности, говорится: "Предпринимаемые в последние недели денежными властями меры по укреплению "бампера" ликвидности российских банков, как показывают события, недостаточно эффективны и не дают повода для того, чтобы хотя бы понизить уровень такой угрозы. Часть из этих усилий, в частности, массированное вливание бюджетных денежных средств, фактически оборачивается лишь их оседанием в крупных государственных и избранных частных банках, создании для них новых конкурентных преимуществ и мало влияют на решение главной поставленной задачи - стабилизации финансового рынка". В интервью ИА "РосФинКом" Мамонтов назвал одной из первоочередных мер - расширение допуска банков к аукционам по размещению свободных бюджетных средств, снизив требования к минимальному размеру капитала. При этом президент ММВА уверен, что средства для поддержания ликвидности никоим образом не смогут повлиять на темпы инфляции, а курс доллара упадет по итогам года до 23,5 руб.

ИА "РосФинКом": Какие банки испытывают наибольшие проблемы, связанные с дефицитом ликвидности?

Страдают банки так называемого второго-третьего круга (средние и малые банки), которые не допущены к аукционам на получение бюджетных средств. Вернее, они пока не испытывают, а ждут проблем с ликвидностью. В первом круге страдают инвестиционные банки, которые имели портфели с "большими" бумагами. Острые проблемы и в регионах. Там банки просто прекратили кредитование и юридических, и физических лиц. Кстати, эта проблема характерна и для Москвы.

ИА "РосФинКом": Почему не работает механизм передачи из крупных госбанков бюджетных средств тем, кто больше в них нуждается?

А какой смысл этим банкам кредитовать остальных? Я не вижу никакого смысла. Ведь бланковые (чистые) кредиты они не открывают, а залоговых средств у нуждающихся либо вовсе нет, либо они используются для получения кредитов у Центрального банка через операции прямого РЕПО. Скорее всего, правительство просто перестраховалось и направило средства в крупные банки. Оно опасается возникновения системных проблем, прежде всего, именно у ведущих банков. А о простых банках, что бы там ни говорилось, никто не думает. Заявления об их поддержке - для общественности.

ИА "РосФинКом": Одно из предложений ММВА - открыть доступ к аукционам Минфина для простых банков - вызвало опасение, что это может привести к излишнему наращиванию ликвидности на рынке и, соответственно, темпов инфляции.

Дать возможность доступа - еще не значит, что банки придут на аукционы. Ведь среди допущенных 27 крупных кредитных организаций далеко не все участвуют в них и берут взаймы у государства. Бюджетные средства - это не такие уж лакомые куски. Это "аварийные" деньги, и условия их предоставления весьма жесткие. Но к этим деньгам должны допускаться все, кто находится в чрезвычайной ситуации. Когда возникает пожар, все должны иметь право выхода из загоревшегося здания. А не только те, кто жирнее, постатуснее или поближе к власти. На самом деле, проблема расширения участников аукционов на получение бюджетных средств носит социальный характер. Все банки должны быть уверены, что в случае чего у них будет возможность куда-то обратиться и получить помощь. Тогда они смелее станут работать и на рынке. Когда таких возможностей нет, доступ к аукциону закрыт, межбанковский рынок, по сути, не действует, получить кредит негде и не у кого, банки прекращают свои операции. Сейчас они ушли в укрытие.

ИА "РосФинКом": Вы обращаете внимание власти на возможность еще одного серьезного обострения ситуации на финансовом рынке в октябре, когда к ранее возникшим проблемам добавятся новые - крупные налоговые платежи и расчеты по внешним обязательствам, и ожидаемый пиковый спрос на денежную ликвидность, по оценке ряда экспертов, может составить до 500-600 млрд. руб. ежедневно. По вашим ожиданиям, будут ли предприняты, в том числе и с подачи ММВА, правительственные меры для того, чтобы не допустить очередного кризиса?

Я думаю, правительство понимает, что кризис реален, и предпримет необходимые меры. В своих предложениях ММВА очертила некоторые из них. Там есть решения, которые могут быть приняты на уровне регуляторов - ФСФР России и Центробанка, а также инфраструктурных центров. А есть меры, которые должны утвердить правительство и законодательная власть.

ИА "РосФинКом": Между тем экономисты спокойно относятся к процессу консолидации в банковской системе в результате обострения кризиса на финансовом рынке. Каково ваше отношение к возникновению реальных условий для роста сделок по слияниям и поглощениям?

Я считаю, что на рынке должны происходит такие процессы. Но не вижу проблемы и в присутствии на нем большого количества банков. У нас, как известно, это количество вовсе не превышает среднемировые показатели. В тех же Соединенных Штатов или Германии больше банков, чем в России. С учетом того, что наша страна огромная и мы вступили в период рыночного развития, нынешнее число игроков в банковском секторе нормально и полезно для экономики. Я не разделяю мнения, что для России достаточно, например, 100 банков. Ведь, скажем, в Казахстане, где довольно крепкая банковская система, при гораздо меньшей территории и численности населения, работают порядка 40 банков. Если проецировать это на нашу территорию и население, то количество банков должно достигать, по крайней мере, 1000.

ИА "РосФинКом": Вы считаете одной из главных текущих проблем финансового рынка кризис доверия. Как вернуть его партнерам?

Доступ к аукционам большего числа участников рынка позволят ускорить восстановление рынка. Сам же рынок восстановится лишь тогда, когда банки увидят балансы друг друга. Причем даже не квартальные, которые будут объявлены уже в октябре, а годовые. Поэтому я не жду скорого восстановления рынка. Это может произойти не раньше февраля-марта следующего года. Что касается исхода финансового кризиса, то нам нужно еще дождаться развития ситуации на мировых рынках. Кризис-то пришел из-за границы. Мне кажется, что там он еще не исчерпан и получит дальнейшее развитие. По крайней мере, в ближайшие полгода позитивной картины ждать не приходится.

ИА "РосФинКом": Как преодолеть еще одну проблему - отток капитала из страны?

К сожалению, в этом плане мало что можно сделать. Существуют определенные алгоритмы поведения мировых инвестиционных фондов. Если падает доверие к глобальному рынку, то с развивающихся рынков деньги уходят в первую очередь.

ИА "РосФинКом": Как вы считаете, скажутся ли антикризисные меры правительства на динамике инфляции?

На самом деле, все разговоры об этом - лукавство. Официальные прогнозы инфляции по итогам 2008 г. были изначально занижены, поэтому правительственные чиновники нашли повод к тому, чтобы заявить о повышении прогнозов и целевых установок по этому показателю. А те бюджетные средства, которые направляются для поддержания ликвидности банковской системы, никоим образом не смогут повысить инфляцию. Они не попадут в потребительский сектор. Более того, они не смогут туда попасть и через корпоративное бонусное финансирование, которого в этом году практически не будет. Никто не станет выплачивать большие премии по итогам года ни в финансовом, ни в корпоративном секторах. Тем не менее, инфляция по итогам года наверняка достигнет 14,5%.

ИА "РосФинКом": Какова дальнейшая судьба доллара?

Он будет падать. Доллар опирается, прежде всего, на американскую экономику, ситуация в которой продолжает ухудшаться. Думаю, по итогам года, курс доллара может снизиться до 23,5 руб.

По материалам:
publizist.ru

Все публикации