Разработка авиационной техники: Положение о лицензировании разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 27 мая 2002 г. N 346

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РАЗРАБОТКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,

В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, осуществляемой юридическими лицами.

 

Под разработкой авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, понимаются научно — исследовательские, опытно — конструкторские и экспериментальные работы по созданию, модификации и модернизации изделий авиационной техники, включая средства наземного обслуживания летательных аппаратов, мелкосерийное изготовление, а также авторские надзор и сопровождение изделий при производстве, эксплуатации и ремонте, вплоть до списания.

 

Примечание:

Лицензирование разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, осуществляет Федеральное агентство по промышленности (Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 190).

 

2. Лицензирование разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, осуществляется Российским авиационно — космическим агентством (далее именуется — лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями и условиями при разработке авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения являются:

а) выполнение мероприятий в области защиты государственной тайны по противодействию иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации;

б) соблюдение требований нормативно — технической документации (ГОСТ, ОСТ, ЕСКД, СРПП) при разработке авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, а также выполнение положений комплексной программы обеспечения безопасности, надежности, эксплуатационной и ремонтной технологичности (ГОСТ В 20436);

в) обеспечение разработчиком соответствия характеристик авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, типовой конструкции на этапах разработки, производства, испытаний и эксплуатации, вплоть до списания;

г) выполнение лицензируемой деятельности работниками, отвечающими требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

д) наличие структурных подразделений, обеспечивающих разработку конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации, отработку и сопровождение изделий (включая продление ресурса) при производстве, эксплуатации и ремонте, вплоть до списания;

е) соблюдение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

ж) обеспечение помещениями, оборудованием, стендами, контрольно — измерительной аппаратурой, необходимыми для разработки конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации, изготовления экспериментальных и опытных образцов изделий, их наземной, в том числе стендовой, отработки, летных испытаний, проверки функционирования изделий и их технических характеристик на соответствие требованиям технического задания на создание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

з) проведение своевременной поверки испытательного и технологического оборудования, контрольно — измерительных средств;

и) обеспечение учета и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, экспериментальных и опытных образцов изделий авиационной техники;

к) наличие военного представительства заказчика;

л) доля иностранного капитала, в случае его участия, должна составлять менее 25 процентов уставного капитала соискателя лицензии, а его руководитель и входящие в органы управления лица должны являться гражданами Российской Федерации;

м) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, наличие плана действий персонала на случай пожара.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно — правовой формы юридического лица, места его нахождения, лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;

е) копия лицензии, предусмотренной Законом Российской Федерации ˮО государственной тайнеˮ (если осуществление работ связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

В случае если копии представляемых документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

5. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

6. Лицензирующий орган вправе осуществлять проверку соискателя лицензии на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям.

7. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, согласованное с Министерством обороны Российской Федерации, принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

8. Лицензия на разработку авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, выдается на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в установленном порядке.

9. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) наименование, организационно — правовая форма и место нахождения юридического лица;

в) идентификационный номер налогоплательщика и код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

г) лицензируемая деятельность;

д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

е) номер лицензии и срок ее действия;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) сведения о переоформлении и продлении срока действия лицензии;

и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

к) основание и дата аннулирования лицензии.

10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат и состав комиссии, осуществляющей проверку.

В комиссию могут входить эксперты с опытом работы в области авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, а также сотрудники военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, закрепленного за проверяемым лицензиатом.

Лицензирующий орган разрабатывает программу проверки, в которой определяются объем и сроки. Указанная программа и уведомление о проверке с указанием цели, сроков и состава комиссии направляются лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.

Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки проводятся для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановых проверок нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом от юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.

По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.

Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.

На основании акта лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии или обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

11. Принятие решения о предоставлении лицензии, продлении действия лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении действия лицензии, возобновлении действия лицензии, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом ˮО лицензировании отдельных видов деятельностиˮ.