Опубликовано

Аренда такси.

Использование автомобильного транспорта занимает значительную часть в жизни человека и общества во всём мире. Важную нишу среди разных видов использования автотранспорта в России имеют наёмный, арендуемый транспорт для перевозки пассажиров, одним из которых является такси. Однако на фоне большого количества норм правового регулирования в сфере транспорта различия между прокатом, арендой, фрахтованием, перевозкой могут размываться, и может быть не совсем понятно, что и как именно относится к такси – одному из самых комфортных, удобных, востребованных и зачастую быстрых видов общественного транспорта, имеющим свою историю и культуру становления и развития. Извозчики, кэбы – всё это оттуда.

Следует отметить, что в современном мире понятие такси вышло за пределы понимания чисто автомобильного транспорта: существует и воздушное такси, используются электромобили. Однако данное явление в России получило единичные случаи распространения, и поэтому такси в России – прежде всего легковой автотранспорт.

Правовое регулирование аренды автомобиля урегулировано сразу несколькими разделами Гражданского кодекса непосредственно, а также других законов, основополагающим среди которых является Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) ˮУстав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспортаˮ. Гражданский Кодекс в данном случае имеет более обобщённое действие, затрагивая и договоры проката, и договор аренды авто с экипажем либо без экипажа, а также договор перевозки или фрахтования. В то же время Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в статье 31 Федерального закона прямо определяет, что перевозка пассажиров багажа и пассажиров легковым такси представляет собой публичный договор фрахтования, заключаемый в устной форме.

Это означает, что с точки зрения закона договор аренды такси является неточным наименованием правоотношения, поскольку такой договор предусматривает лишь оказание услуги в виде предоставления на время пассажирского места и перевозку пассажира в нужное только ему место, а не представляет собой передачу автомобиля, имеющего на кузове шахматную расцветку и опознавательный оранжевый фонарь, во владение другого лица, как это может показаться при буквальном толковании, вопреки ошибочно принятому в бытовом обиходе упрощённому пониманию. Связано это скорее с тем, что проще сказать «аренда», чем «фрахтование».

В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор – это договор, заключенный лицом-предпринимателем или коммерсантом, который в силу своей деятельности должен продать товар, выполнить работу или оказать услугу любому лицу, которое к нему обратится. А договор фрахтования является частным случаем договора перевозки.

Соответственно, договор аренды (фрахтования) такси имеет существенные различия с другими видами договоров, связанными с транспортом и поездками, которые и будут рассмотрены:

Договор проката: он заключается в отношении любого движимого имущества для потребительских целей, им могут быть стиральные машины, видеопроигрыватели, крупные накопители информации и так далее, но только не автомобили. Связано это с тем, что Гражданский кодекс выделяет договор аренды автомобиля в отдельную категорию договоров в силу специфики правоотношений, связанных с транспортными средствами в целом. Кроме того, договор проката заключается в письменной форме. Так что в случае с такси договоры проката не используются, и на это следует обратить внимание.
Договор перевозки (не фрахтования): исполнение данного договора может осуществляться не только автомобилями, но и железнодорожным, воздушным, водным транспортом, особенно в отношении разного вида грузов. Как частный случай можно выделить понятие грузового такси, заключающегося в аренде ТС для перевозки груза, однако оно имеет лишь коммерческий маркетинговый характер, поскольку закрепления понятия грузового такси на законодательном уровне нет, в противном случае оно бы вносило путаницу в правоотношения, связанные с перемещением грузов. Главным отличием договора перевозки является обязательное наличие документов, удостоверяющих его обязательное заключение в письменной форме – транспортная накладная для грузов и билеты для пассажиров, в то время как договор аренды (фрахтования) такси носит устный характер.
Договор аренды транспортного средства: данный договор достаточно близок договору перевозки и договору фрахтования по целям и правовому регулированию. Однако цели использования транспортного средства отнюдь не ограничены перевозкой грузов или пассажиров, тем более, когда арендовать можно не только автомобили. Существенным отличием здесь также являются правила, установленные Гражданским кодексом в отношении именно аренды ТС: именно арендатор ТС несёт расходы по его содержанию, в том числе оплату топлива, а также ответственность в случае гибели или повреждения авто, что нехарактерно для такси. Кроме того, данный договор не носит публичный характер, то есть арендодатель не обязан вступать в соглашение с арендатором и вправе отказаться от вступления в договор по своему усмотрению.

Договор аренды (фрахтования) такси регулируется главой 5 Устава автомобильного транспорта, утверждённым Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ. Важным регламентирующим документом также являются «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, в частности раздел 4, касающийся легковых такси.

Что представляет из себя договор аренды (фрахтования) такси, что является для него типичным?

Договор аренды такси обычно заключается клиентом непосредственно с водителем легкового такси (поскольку именно водитель такси в большинстве случаев уполномочен взаимодействовать с клиентом). Также клиент оформляет заказ у фрахтовщика по телефону или иному средству связи, например, через Интернет, выражая тем самым своё согласие на получение уведомлений тем же способом связи, которым он сделал заказ.

Фрахтовщиком является лицо, организующее перевозки на такси. Это чаще всего организация- юридическое лицо, но может быть и ИП. Данный заказ оформляется в устном виде, однако фрахтовщик для своей отчётности обязательно фиксирует у себя в письменном виде номер, время (дату) принятия и выполнения заказа, место подачи такси, планируемое время подачи такси, а также может указать марку автомобиля, используемого как такси, и другую информацию. Номер заказа доводится до сведения клиента.

Общие условия договора сами по себе установлены пунктами 112-117 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112. Разумеется, клиент (фрахтователь) имеет право добраться до нужного ему места (с правом указания маршрута следования такси) и обязан оплатить проезд. Водитель такси (фрахтовщик) обязан довести клиента до места назначения и имеет право на получение оплаты своей услуги. Если по каким-либо причинам, не зависящим от водителя такси, не удаётся довезти клиента до места назначения, то сумма оплаты подлежит перерасчёту в зависимости от пройденной дистанции или тарифных ставок услуг.

При этом фрахтовщик вправе устанавливать дополнительные правила, если они не противоречат и не искажают требования и нормы закона (такси не заменяет собой, например, скорую медицинскую помощь). Среди них фигурируют право на провоз ручной клади, не портящей такси и не мешающей работе водителя такси, правила провоза и запреты на провоз определённых вещей в качестве багажа, и так далее.

Когда легковое такси прибывает на место подачи, клиенту указывается текущее местонахождение авто (адрес ближайшего здания и ориентиры на местности), его номерной знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также ФИО водителя и время прибытия легкового такси. Оно приходит устным или СМС уведомлением (если клиент обращался по телефону звонком или по СМС).

Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в подтверждение оплаты пользования такси. В ней указывается реквизиты и дата выдачи самой квитанции, реквизиты фрахтовщика (в том числе адрес и телефон), цена, ФИО водителя. Простейшая квитанция содержит такую печатную формулировку «Квитанция на оплату пользования легковым такси, серия , номер»

Случаи, когда таксисты могут отказаться от заключения или исполнения договора, перечислены в нормах ст. 31 и 32 Устава автомобильного транспорта, утверждённого Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ. Этими случаями являются существование угроз безопасности водителя, простаивание такси, связанного с долгим ожиданием клиента.

https://www.ulc.ru/sostavlenie-dogovora-arendy/
 

Колченко Тимур Вадимович,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы