Опубликовано

Что требуется для успешного лицензирования дополнительного образования детей и взрослых.

В современном мире дополнительное образование стало неотъемлемой частью жизни большинства людей. Одним оно служит для приобретения новых знаний, умений и навыков для личностного роста и раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности, другим – для того, чтобы просто провести время, совместив приятное с полезным, интересно и эффективно потратить свободные часы.

Правовую базу, регулирующую отношения в области дополнительного образования составляют следующие правовые акты: ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (далее Положение).

Отдельными законодательными актами устанавливается порядок осуществления образовательной деятельности на территории «Сколково», а также на территориях инновационного научно-технологического центра и международного медицинского кластера.

В ст. 2 ФЗ №273-ФЗ в целях верного толкования и понимания норм закона, даны точные определения основных понятий, таких как «образование», «обучение», «образовательная программа», «общее образование», «дополнительное образование», образовательная деятельность», «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение», «организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Ниже приведём определения упомянутых в данной статье терминов, так как в них стоит внимательно вчитаться.

П. 1: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

П. 3: «обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»;

П. 9: «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

П. 11: «общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».

П. 14: «дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

П. 17: «образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ».

П. 18: «образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

П. 19: «организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

П. 20: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

К дополнительным образовательным программам в соответствии с п. 4, ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ относятся:

— «дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

— дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки».

В ФЗ № 273-ФЗ дополнительному образованию детей и взрослых посвящена ст. 75.

В п. 1 упомянутой статье говорится о цели такого образования: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».

Из содержания остальных пунктов ст. 75 ФЗ 273-ФЗ можно вывести следующее.

Дополнительные общеразвивающие программы созданы как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта предусмотрены только для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица, при этом к уровню их образования не предъявляются какие-либо требования, если иное не обусловлено особенностями самой образовательной программы.

Принципы, определяющие содержание программ различаются.

Так, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание же дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В соответствии с п. 40, ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ «образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»)» подлежит лицензированию.

Помимо этого в Перечне образовательных услуг по реализации образовательных программ, являющемся приложением к Положению в п.п. 16 и 17 «реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ» и «реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных предпрофессиональных программ» указаны как образовательные услуги, оказание которых, в соответствии с п. 3 Положения, требует получения лицензии.

Согласно п. 2 Положения полномочиями по лицензированию образовательной деятельности наделены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лицензирующие органы различаются по территориальному признаку, поэтому заявление на получение лицензии необходимо направлять в уполномоченный орган субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность по обучению детей и взрослых. Например, в Москве это Департамент образования и науки города Москвы, а в Московской области – Министерство образования Московской области.

Заявителями на получение лицензии на дополнительное образование детей и взрослых могут быть юридические лица — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением тех, которые ведут образовательную деятельность непосредственно, то есть обучают сами.

Лицензия на дополнительное образование нужна различным школам искусств, спортивным секциям, кружкам по интересам, организациям, проводящим разного рода лекции, тренинги, семинары, мастер-классы, организующим всевозможные курсы.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, определены в п. 4 Положения. Наряду с общими требованиями, такими как необходимость предоставления документов, подтверждающих наличие на законном основании необходимых помещений и материально-технического обеспечения, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений санитарным правилам, квитанции об уплате госпошлины и т.д., к соискателю данного вида лицензии предъявляются и особые требования. К таким требованиям относятся в частности требования о наличии разработанных и утверждённых организацией образовательных программ, безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями. Кроме того, необходимо наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Лицензия на дополнительную образовательную деятельность является бессрочной. За оказание услуги по выдаче лицензии взимается государственная пошлина в порядке и размере, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Принятие Рособрнадзором решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приёма заявления и прилагаемых к нему документов. 

Согласно п. 34 Административного регламента Рособрнадзора: «Рособрнадзор принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

— лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции Рособрнадзора;

— для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ не вправе реализовывать;

— наличие у лицензиата неисполненного предписания Рособрнадзора;

 — соискателем лицензии или лицензиатом не представлены в Рособрнадзор надлежащим образом оформленные заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии  и (или) прилагаемые к нему документы,  а также недостающие документы в тридцатидневный срок со дня получения уведомления Рособрнадзора о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют».

Несмотря на все формальности и сложности, с которыми соискатели могут столкнуться в процессе оформления лицензии, получить её всё же придётся. Закон установил административную и в некоторых случаях даже уголовную ответственность за осуществление дополнительной образовательной деятельности без лицензии.

Помочь подать заявление и необходимые документы в лицензирующий орган для получения лицензии на дополнительное образование и гарантировано получить лицензию вам помогут опытные юристы.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-dopolnitelnogo-obrazovanie-detej-vzroslyh-Moskva-Moskovskaja-oblast-licenzija-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-licenzija-na-DO/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы