Согласно действующему законодательству в нашем государстве на законодательном уровне закреплена необходимость лицензировать образовательную деятельность.
Получать лицензию на право осуществлять образовательную деятельность обязаны учебные заведения всех уровней образования, начиная от высших и заканчивая дошкольными.
С одной стороны, такая необходимость вроде бы оправдана. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети занимались в подходящем для обучения здании, а не в какой-нибудь постройке, представляющей для них опасность. Чтобы педагоги, несущие им знания, сами действительно обладали таковыми.
Или, например, хочу я пойти на курсы. Хотелось бы иметь уверенность в том, что мне дадут необходимые знания и навыки, а не просто возьмут с меня деньги.
В общем, необходимость данного процесса сомнений не вызывает.
Однако, как и во всех, практически, сферах государственного регулирования, алгоритм организации процесса лицензирования образовательной деятельности до сих пор еще не отрегулирован и требует, как правило, очень много средств, как материальных, так и моральных, ответственного подхода и серьезного отношения.
Порой для получения лицензии не достает элементарной нормативной базы. Взять, хотя бы, недавние изменения в законодательстве, которые ввели новые правила лицензирования автошкол. Не отрегулированный механизм их взаимодействия с ГИБДД буквально блокирует процесс получения лицензии, затягивая его на неопределенный срок. Если в ближайшее время этот вопрос не разрешится на правовом уровне, данная отрасль образования просто исчезнет.
Справедливости ради стоит отметить, что законодатель все же выделил виды деятельности, касающиеся образования, но имеющие возможность не получать образовательную лицензию.
Сюда можно отнести:
- разовые занятия, такие как лекции, семинары и т.п., по итогам которых не проводится аттестация и не выдаются документы об образовании;
- обучение проводится без образовательных программ;
- лицо осуществляет индивидуальную трудовую деятельность (например, репетиторство).
Благодаря этим исключениям предприниматели, могут организовывать работу частных детских садов или же различных досуговых развивающих центров для детей при условии юридически грамотного составления учредительных документов.
К примеру, если фирма прописывает в уставе осуществление не образовательной деятельности, а лишь воспитательной, развивающей, то она может работать и без лицензии, хотя по сути это будет тот же частный детский сад.
Или индивидуальный предприниматель, самостоятельно обучая детей и не нанимая иных педагогов, также может работать без лицензии.
Не стоит забывать о том, что среди лиц, оказывающих образовательные услуги (как правило, в низшем сегменте образования) активно используют описанные выше лазейки в российском законодательстве для осуществления своей деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на всю необходимость и значимость государственного регулирования образовательной деятельности посредством лицензирования, само государство не имеет оптимальных, действенных механизмов его осуществления.