ПРЕСС-ЛИСТ группы Объединенные Юристы

<< вернуться в Пресс-лист

Лицензирование, как метод государственного регулирования предпринимательской деятельности

Тип публикации: Мы говорим
Опубликовано: 17.04.2009 0:00:00

 В связи с переходом России к рыночной экономике появилась необходимость разработки нормативных актов, касающихся фиксирования исполнительной власти в хозяйственной сфере особое внимание потребовалось уделить правовому регулированию предпринимательства. "Лицензирование" Как разновидность государственной политики относительно недавно вошло в обиход отечественной правовой науки, хотя попытки ввести лицензирование предпринимались задолго до настоящего времени. Оно необходимо в любом обществе, где легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, где создан свободный экономический рынок и существует активная творческая личность, способная создать экономические ценности.

Сегодня лицензирование является одним из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности.

Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение общественных интересов в сфере обороны страны, производства военной техники, коммунального хозяйства или они требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюдением их условий. Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в статье 17 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В указанный перечень включены те из них, которые относятся к авиационной и медицинской технике, шифровальным средствам, электронным цифровым подписям, средствам защиты и получения конфиденциальной информации, вооружению и военной технике, опасным производственным объектам, взрывчатым материалам, нефтегазовой, фармацевтической промышленности, перевозкам и транспорту, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, аудиторской и иным видам деятельности.

 Другие виды деятельности, в частности, такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами. Однако, учитывая, что лицензирование является существенной мерой ограничения свободы предпринимательства, было бы более справедливым в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования. Например, статья 4 Закона о лицензировании устанавливает следующие критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым: виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Данные критерии можно с полной уверенности отнести и к тем указанным выше видам деятельности, которые лицензируются на основе специальных законов. Лицензирование направлено на соблюдение предпринимателей единообразных правил осуществления наиболее значимых и опасных для общества видов деятельности.

 Иногда органы власти устанавливают неправомерные требования по получению предпринимателями дополнительных видов деятельности в области экономики, не предусмотренных федеральными законами о лицензировании. Так, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции России законодательные акты Республики Мордовии, содержащие требования по аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли товарами народного потребления. Суд пришел к выводу, что аттестация, соответствующая целям и порядку проведения лицензирования, по сути, закрепляет скрытую форму лицензирования всей торговой деятельности на территории Республики Мордовия и расширяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" в соответствии с внесенными изменениями от 2 июля 2005 года Федеральным Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в частности с измененной статьей 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", содержащую виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии. Становится четко определено, какой род деятельности требует лицензии государственного органа и какие органы, в каком порядке, могут предоставлять их.

 Таким образом, с принятием в 2001 году Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" многие вопросы и спорные ситуации в этой сфере разъяснились и были частично устранены недостатки ранее действующего законодательства.

 

Донской Дмитрий Дмитриевич, помощник юриста.

Поделиться
Поделиться ВK