С 15.07.2016 изменения в законе сделали выписку из Единого государственного реестра прав единственным документом, который подтверждает права владельца на какой-либо объект недвижимости. Но это не единственная функция документа. С его помощью владелец может максимально обезопасить себя от рисков, которые возникают при совершении сделок. Документ отражает всю историю объекта недвижимости, начиная с 1998 года.
Выписка должна содержать описание объекта, права на него и их ограничения (обременения), сведения о правопритязаниях, правах требования, возражениях в отношении права на объект, а также сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Разберем все сведения, которые в данном документе содержатся.
Графа «объект недвижимого имущества». Здесь указывается кадастровый (или условный) номер объекта. Это уникальный учетный номер, присвоенный государством. Для его присвоения вся территория страны разделена на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. Поэтому номер состоит из трех частей, каждая из которых разделена двоеточием.
Графы «наименование объекта» и «назначение объекта». К примеру, квартира, а назначение – жилое.
Графа «адрес (местоположение) объекта». Указывается почтовый адрес объекта. Если речь идет о земельном участке, описывается местоположение его границ.
Графа «принадлежит» или «зарегистрировано». Есть две основные формы выписки: о содержании правоустанавливающих документов и о переходе прав. Первая указывает последнего собственника для удостоверения его права на объект. В ней же указываются вид права (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление), дата регистрации этого права и номер. Что касается выписки о переходе прав, то такой документ максимально информативен и содержит всех правообладателей, которые были у объекта, начиная с 1998 года. При этом добавляется графа «дата, номер и основание государственной регистрации перехода (прекращения) права». Это полная и достоверная история объекта недвижимости, которая может избежать трудностей при совершении сделок.
До 1998 года не существовало единого реестра, в котором бы содержались сведения о недвижимости. Эти функции выполнял Департамент жилищной политики. Эти сведения вряд ли могут понадобиться сегодня, ведь чтобы чувствовать себя спокойно в приобретенном жилье и быть уверенным, что сделки далекого прошлого с жильем правомерны, достаточно, чтобы прошел срок исковой давности. Общий срок составляет 3 года. Есть и специальные сроки, но они не могут превышать 10 лет.
Чтобы обезопасить себя при совершении сделки, необходимо воспользоваться услугой по получению выписки из ЕГРП. Правда, информация, содержащаяся в ней, может быть не правильно использована с точки зрения правовых последствий. Поэтому наряду с такой выпиской нужно удостовериться в юридической чистоте сделки. Выписка же в данном случае будет играть лишь вспомогательную роль, чтобы максимально понять те риски, появление которых возможно при заключении сделки в отношении конкретного объекта.
Петров Павел,
юрист, специалист по судебной защите
группы Объединенные юристы