Дайджест

Версия для печати
09.09.2008 12:14:08
Подготовлен новый регламент по регистрации автомобилей в ГАИ

Кто хоть раз проходил тягостную процедуру постановки машины на учет, оценит важность подобного документа. Сегодня она мучительна и бесконечна. Долгие часы люди мечутся между хвостами разных очередей в разные окошки. Часто невозможно даже понять, кто ответит на интересующий вопрос и сколько еще предстоит томиться в этой толчее народа.
В новом документе поминутно расписано время на совершение тех или иных действий, в том числе с учетом стояния в очереди. То есть время ожидания в этой очереди для подачи документов не должно превышать 30 минут, время ожидания начала осмотра автомобиля - не более 15 минут.
Административный регламент - относительно новое слово в российском законодательстве. Его задача - упорядочить работу чиновников с посетителями, ограничить каждую операцию короткими временными рамками, обязательными для клерков. При регистрации машин это особенно важно. Никакая иная служба не работает в таком плотном режиме с гражданами, и ни на какую иную службу нет такого количества жалоб и предложений по усовершенствованию работы. Это особенность именно ГАИ.
Теперь и сотрудников ГИБДД построят по новому регламенту. По закону такой документ должен быть обсужден общественностью. Для этого его сейчас выложили на сайт МВД России. Принимаются предложения, замечания, возражения граждан.
Суть документа в том, что в нем строго структурированы все необходимые действия гаишников и граждан, желающих поставить на учет или снять с него автомобиль.
Причем работа автоинспекторов прописана поминутно.
Этот регламент обязательно должен быть вывешен в зале и доступен для ознакомления всем посетителям. К документу прилагается схема, в которой по пунктам расписаны все действия автолюбителя и инспекторов.
Плюс-минус пять минут
Особое внимание в документе уделяется предварительной записи. Ну надо же как-то сокращать очереди. Записаться на прием можно по звонку, для этого в регистрационных подразделениях на виду должны висеть соответствующие номера телефонов. Они также появятся на сайтах соответствующих подразделений ГАИ. Время в очереди по предварительной записи не может превышать 30 минут. Посетителя вызовут к нужному окну по громкой связи. Такими устройствами оборудуют все подразделения, в которых регистрируется от 100 и более машин в день. А те отделения ГИБДД, в которых регистрируется более 200 автомобилей, должны быть оборудованы системой электронного управления очередью. Как в банках. Пришел, взял талончик, сел и ждешь, когда над нужным окном высветится твой номер.
После того как документы приняты, у инспектора есть 30 минут на проверку данных автовладельца и непосредственно машины. За это же время инспектор должен проверить полномочия представителя собственника, в случае когда человек регистрирует машину по доверенности.
Данные проверяются уже сразу при вводе в компьютер. На это дело регламентом отпущено 5 минут. Но если нет возможности проверить по имеющейся электронной базе данных в автоматическом режиме, то сотрудникам ГИБДД предписано воспользоваться подручными средствами. Например, телефоном, телеграфом, телетайпом. На такую процедуру отпускается не более часа. Напомним, что сейчас в некоторых подразделениях могут проверять данные месяцами.
Если все нормально с документами, человек отправляется с машиной на площадку осмотра. При предварительной записи в очереди на осмотр машины ее владелец не должен ждать больше 15 минут.
Как и положено, инспектор выясняет соответствие машины требованиям безопасности и подлинность маркировок номерных деталей. При этом он должен уложиться за 10 минут. А в случае если инспектору требуется использовать специальные приборы - не более чем за 20 минут.
После этой процедуры посетитель, уплатив соответствующую пошлину, подает документы на регистрацию.
Все проверки практически закончились, дело осталось за малым - чтобы сотрудники ГИБДД внесли все необходимые изменения в документы, подготовили новые и выдали. Сотрудники ГАИ вправе потратить лишь 5 минут на проверку платежки.
Все документы поступают начальнику, его заму или другому уполномоченному в подразделении. Ему на проверку и подпись документов отпущено 10 минут.
Оформление регистрационных документов в автоматическом режиме не должно превышать 5 минут. В ручном исполнении - 13. Еще пять минут на подпись у собственника автомобиля. Все. Итого у нас получилось при самом худшем варианте развития событий 2 часа 18 минут на все регистрационные действия с автомобилем.
В регламент не уложились
Если вы подали документы, прошло два часа, а от инспектора ни слуху ни духу, у вас уже есть возможность подать на него жалобу. Ее можно направить начальнику этого подразделения, вышестоящего, начальнику УВД региона и далее. Важен факт нарушения временных рамок. Ведь каждый инспектор, получив документы, ставит время, во сколько он их взял. Проследить по часам, сколько он с ними работал, несложно. А временные рамки прописаны. То есть если инспектор, получив ваши документы, ушел курить или пить чай, он может за это ответить. Несоблюдение подобного регламента - должностной проступок.


проекты


Гаишника приглашают в салон

Автоинспекция намерена взять на себя все заботы о регистрации автомобиля по новому месту "прописки"


Сегодня автомобиль можно продать, не снимая его с учета. Эту нудную обязанность можно смело возложить на плечи нового автовладельца. А в ближайшем будущем ГИБДД собирается полностью отменить саму процедуру снятия с учета.
Оформление машин в ГАИ будет выполняться по аналогии с нынешней системой регистрации граждан. Сейчас, чтобы зарегистрироваться по новому месту жительства, вам не надо ехать на старое, сниматься там со всех возможных учетов, привозить документы на новое и снова стоять в очередях, чтобы встать на учет. Вы обращаетесь в свой паспортный стол, вас регистрируют, автоматически аннулируя предыдущую прописку.
То же самое предлагается сделать и с регистрацией автомобилей. Вы купили машину, ставите ее на учет, а уж проблемы по снятию ее с предыдущего места регистрации ГАИ возьмет на себя.
Планируется узаконить и другое новшество. Сейчас, чтобы получить номера прямо в салоне, приходится прибегать к помощи посредников. Их услуги стоят дорого - в Москве, например, от 10 до 15 тысяч рублей.
Легко догадаться, что для получения номеров никто автомобили из салона на осмотр в ГИБДД не гоняет. Но чем может обернуться подобная посредническая деятельность? Инспектор принимает документы, проверяет и заверяет их, не видя самого автомобиля. По некоторым данным, один посредник регистрирует около тысячи машин в месяц. Соответственно возникают ошибки в документах. Один мой знакомый несколько раз отправлял работников салона править документы на новую машину. Там всякий раз были неточности.
Не проще ли посадить госавтоинспектора прямо в салон, где у него будет возможность и осмотреть машину, и тщательно оформить нужные бумаги? Причем все совершенно официально, по госрасценкам и без накруток посредника. Эта идея сейчас рассматривается в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения.
Надо сказать, что подобный опыт имеется в Санкт-Петербурге. Заметим, что в Питере практически нет очередей в ГИБДД на регистрацию автомобилей.
В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения всерьез прорабатывают еще одну полезную идею. Там хотят присваивать машине регистрационный знак пожизненно.
В некоторых западных странах номера на машины закрепляются не за автомобилем, а за его владельцем. Как, например, в Китае. Там человек сначала получает за большие деньги номер и только потом покупает под него автомобиль. Меняя автомобиль, водитель сохраняет за собой номер. У нас предлагается пойти по другому пути - присваивать машине "вечный" номер, который не надо будет снимать при смене владельца. Купили вы машину, поставили ее на учет, поездили года три и продали. При этом вам не потребуется снимать ее с учета, достаточно внести изменения в регистрационные данные о смене собственника. Таким образом, решается сразу несколько проблем: устраняется дефицит регистрационных знаков и решается проблема с лишними сугубо гаишными действиями, как, например, списание одних номеров, с проверкой по всей базе данных, выдача новых - с той же самой проверкой и так далее.
У этой идеи только один противник: ныне существующий ГОСТ на номера. На данный момент количества регистрационных знаков катастрофически не хватает. ГОСТ пока четко прописывает, что госномер должен состоять из комбинации трех букв и трех цифр, а также цифр, обозначающих регион. Но возможности этой схемы уже исчерпаны, поскольку бешеными темпами растет автопарк. ГОСТ предстоит менять. Соответствующий документ разработан. В новых номерах вместо трех цифр будет четыре. Таким образом, на один регион придется порядка 17 миллионов регистрационных знаков. Даже при нынешнем темпе пополнения автотранспорта такого количества номеров хватит надолго.
Впрочем, в ГИБДД не собираются окончательно и бесповоротно менять сегодняшний порядок. У автовладельца останется возможность сохранить за собой номер для вновь купленного автомобиля. Равно как и снять машину с учета со сменой регистрационного знака.
По материалам:
publizist.ru

Все публикации