Мы преданно служим нашим клиентам 28 лет 11 месяцев 28 дней | Сегодня нам сделали заказ 3 клиента
logo

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

ст. 48 Конституции РФ

          звонок бесплатный 


э-почта: mail@ulc.ru
       mail@5405343.ru

Публикации
Рейтинг@Mail.ru

Дайджест

Версия для печати
19.09.2008 9:47:32
"Кошмарить" по закону. Госдума отменяет внеплановые проверки предпринимателей
Сокращение проверочных мероприятий в отношении предпринимательства, похоже, не за горами. Госдума приняла в первом чтении проект закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля». Как и было обещано ранее лично президентом России, проверять предпринимателей можно будет не чаще одного раза в три года. Правда, самые страшные «контролеры» -- налоговики, таможенники и органы банковского надзора под действие нового закона подпадать не будут.

Сегодня контроль и надзор за предпринимателями регулируется десятком нормативных актов, написанных преимущественно в 2001--2002 годах. На федеральном уровне насчитывается около 30 видов государственного контроля, а также 15 специальных видов надзора. Контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных органов и контрольные органы каждого региона.

Согласно результатам недавнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины предпринимателей отметили, что каждые полгода их организации проверяют от одного до трех раз в рамках комплексных (90%), плановых (82%) и внеплановых проверок (80%). Представители промышленных предприятий и торговли отмечают, что проверки у них проводятся до шести раз в полугодие и имеют преимущественно внеплановый характер.

Ежегодно в стране проводится более 20 млн проверок бизнес-структур. Закон о техническом регулировании, на который возлагалось много надежд, в практике контрольно-надзорной деятельности практически ничего не изменил, в том числе и не снял дублирующие функции контрольно-надзорных ведомств.

Проект нового закона, который должен был бы снять эти противоречия, подготовлен в соответствии с указом президента Дмитрия Медведева «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Этот указ вышел 15 мая, в числе самых первых нормативных актов, подписанных Дмитрием Медведевым после вступления в должность главы государства.

Если закон будет принят и вступит в силу, то уже с января 2009 года плановые контрольные и надзорные мероприятия в отношении предпринимателей будет разрешено проводить не чаще чем один раз в три года.

Иная периодичность контроля сохранится лишь в отношении социально значимых объектов. Они попадут в специальный закрытый перечень (это лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обеспечения, дошкольные воспитательные и образовательные учреждения). Их будут проверять с учетом сезонности. Школам, к примеру, как и сейчас, естественно, придется готовиться к приему проверяющих перед началом каждого учебного года.

Внеплановые проверки будут допустимы лишь при возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды и аварийных ситуаций. При этом законопроект исключает из перечня оснований для проведения мероприятий контроля нанесение имущественного ущерба. Защита имущественных прав будет осуществляться в судебном порядке.

Вводимые ограничения на проверки не затронут таможню, Федеральную налоговую службу, Центробанк. Их надзорные полномочия регулируются отдельным законодательством и остаются в силе. Не будут действовать ограничения на проверки Госавтоинспекции, органов дознания, следствия, бюджетного контроля, а также при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе массовых заболеваний людей и животных. Положения нового закона не будут применяться при осуществлении метрологического, атомного, санитарно-карантинного, железнодорожного надзора и контроля в области защиты государственной тайны.

Вторая новация законопроекта -- отмена обязательной регистрации предприятий. Вместо регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя вводится уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Правда, улучшится от этого ли жизнь предпринимателей на практике -- большой вопрос. Многие эксперты сомневаются в целесообразности замены «обкатанной» системы разрешительной регистрации на новую систему уведомлений.

Регистрация хотя и занимает много времени вместо положенных по закону пяти дней, но все же логика действий в рамках этой системы более или менее понятна. Система же уведомлений подразумевает, что предприниматель будет обязан доказать соответствие своей будущей деятельности обязательным требованиям, предъявляемым законодательством. «Получается, что на пути предпринимателей возводятся новые административные барьеры», -- считает глава юридического департамента группы МКПЦН Татьяна Винокурова. Если законодатели хотели упростить предпринимателям регистрацию фирм, это можно было бы сделать либо путем усовершенствования системы "одного окна", либо более жесткими законодательными рамками для регистрирующего органа, но не взваливая новые обязанности на самого предпринимателя, считает эксперт.

«Отправку уведомления о начале предпринимательской деятельности можно расценивать как попытку переложить часть государственных функций по учету налогоплательщиков на субъектов налогообложения», -- сказал "Времени новостей" ведущий юрист департамента правового консультирования аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Денис Штирбу. Правда, он признает, что все будет зависеть от окончательного текста принятого закона и от его реализации. «Периодичность проверок раз в три года не является слишком уж редкой, так как эта периодичность не распространяется на контроль, который можно реализовывать без участия проверяемых», -- напоминает он.

С другой стороны, считает эксперт, безусловно положительно можно оценить упомянутое в проекте закона положение о недопустимости отчислений в адрес проверяющих сумм пропорционально взысканиям по результатам проверки. Ведь задачей государственного контроля является не формирование бюджета проверяющих для самоокупаемости и безубыточности, а защита прав и законных интересов общества, которое является потребителем результатов предпринимательской деятельности.
По материалам:
publizist.ru

Все публикации


Главная   |    Услуги   |    FAQ   |    Реестр группы   |    Вакансии   |    Концессия   |    Вход клиентам

Мы в соцсетях:
Поделитесь:
© Copyright United Lawyers, 1988—2017. Все права защищены группой Объединённые Юристы.
© Объединённые Юристы используют для своей работы Облако Юриста.