Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 1997 г. N 383 ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРЕСМОТРА ЛИМИТОВ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ НА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ
- Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления в пользование находящихся в государственной собственности водных объектов (далее именуются — водные объекты), установления и пересмотра лимитов водопользования для субъектов Российской Федерации и водопользователей, выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам.
- Действие настоящих Правил распространяется на все виды пользования водными объектами, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.
- Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования. Водные объекты могут предоставляться в особое пользование.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
Перечень видов специального водопользования утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
- Специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
- Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществлении:
а) общего водопользования;
б) использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
в) разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
г) водопользования для пожарных нужд;
д) забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения.
Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
е) пользования обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.
- Водные объекты предоставляются юридическим лицам или гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование.
- Водные объекты предоставляются в особое пользование ограниченному кругу водопользователей для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, или их части могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд.
- Водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, предоставляются в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке.
- Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет в территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в зоне деятельности которого расположен водный объект, заявление с необходимым обоснованием, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования.
К заявлению прилагаются:
а) заключение органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, охрану водных биоресурсов, и других заинтересованных органов;
б) справка о предприятиях, организациях, учреждениях, пользующихся данным водным объектом, согласовании с ними условий дальнейшего водопользования или о прекращении права на него;
в) план и основные гидрологические данные водного объекта (его части);
г) характеристика строящегося предприятия, сооружения или другого объекта, а если водный объект (его часть) предоставляется в особое пользование до начала строительства — справка об утверждении проектно — сметной документации с характеристикой намечаемого к строительству объекта;
д) справка территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации об отсутствии на выбранном водном объекте (его части) полезных ископаемых, а при их наличии — разрешение органов Федерального горного и промышленного надзора России на строительство. При согласовании места разработки полезных ископаемых к заявлению прилагаются заключение соответствующего органа Федерального горного и промышленного надзора России, копия горноотводного акта или выписка из него;
е) справка о согласовании места расположения объекта и выбора земельного участка (строительной площадки), если предоставление водного объекта в особое пользование связано с использованием земель под строительство.
- Заявление о предоставлении водного объекта (его части) в особое пользование для добычи полезных ископаемых рассматривается, как правило, после приведения в пригодное для хозяйственного использования состояние ранее предоставленных для этих целей водных объектов (их частей), на которых добыча полезных ископаемых прекращена.
- Заявление о предоставлении в особое пользование дополнительного водного объекта (его части) рассматривается после проверки правильности использования ранее предоставленного водного объекта (его части).
- По результатам рассмотрения заявления и согласования условий особого пользования водным объектом территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации подготавливает соответствующее предложение, сообщает о нем заявителю и направляет документы соответственно в Министерство природных ресурсов Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации рассматривает подготовленное предложение, организует при необходимости дополнительную экспертизу и вносит проект соответствующего решения в Правительство Российской Федерации.
- Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) — это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени, устанавливаемые для субъекта Российской Федерации в целом, по бассейнам рек и для водопользователей.
- Лимиты водопользования устанавливаются в целях устойчивого удовлетворения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и санитарно — эпидемиологического состояния водных объектов.
- Лимиты водопользования для субъектов Российской Федерации устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов.
- Лимиты водопользования по бассейнам рек устанавливаются на основе бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством строительства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
- Лимиты водопользования устанавливаются для водопользователей на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно — эпидемиологического состояния водных объектов:
по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, — Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды или его территориальными органами, а также другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;
по водным объектам, отнесенным к собственности субъектов Российской Федерации, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованному с территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.
- В связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно — эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться в порядке, предусмотренном пунктами 16 — 18 настоящих Правил.
При установлении уточненных лимитов водопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на водопользование.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным пункта 20 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами (далее именуются — органы лицензирования).
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным пункта 21 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Лицензия на водопользование является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на определенных условиях.
- Выдача лицензий на водопользование осуществляется на платной основе.
Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу представленных заявителями документов и материалов на получение лицензий, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих органов лицензирования. Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается органами лицензирования.
- Для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц — наименования и организационно — правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка;
для физических лиц — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
наименования и границ водного объекта;
вида водопользования и его особенностей;
срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом — с предъявлением оригиналов);
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
г) характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности;
д) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;
е) документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;
ж) предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране;
з) данные об организационных возможностях и материально — техническом оснащении системы контроля качества вод.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным пункта 24 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) сведения о водопотребителях и потребности их в воде;
б) сведения о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод;
в) утвержденная в установленном порядке документация по эксплуатируемому водозабору;
г) разрешение на специальное водопользование (лицензия на водопользование) или предпроектная документация на строительство планируемого водозабора.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным пункта 25 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для целей гидроэнергетики, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) данные об установленной мощности гидроэлектростанции;
б) данные о размерах затопления земель и ущерба от этого затопления;
в) сведения о пропускной способности энергетических, сбросных и иных сооружений;
г) сведения о рыбозащитных и рыбопропускных сооружениях;
д) сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за показателями водного режима и качества воды в верхнем и нижнем бьефах;
е) данные о показателях заявленного использования водных ресурсов на нужды гидроэнергетики;
ж) предпроектная документация на строительство проектируемых гидроэлектростанций с соответствующим заключением государственной экологической экспертизы.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным пункта 26 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) технические данные о судах, других плавательных средствах;
б) разрешение государственного регистра на эксплуатацию судов, других плавательных средств с указанием портов их приписки;
в) данные об обеспеченности береговыми и плавательными устройствами для приема всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавательных средствах;
г) сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние водного объекта.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным пункта 27 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, дополнительно к документам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, представляются:
а) сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля (наблюдения) за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод;
б) обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 28 в части слов ˮторфа и сапропеляˮ см. решение Верховного Суда РФ от 26.06.2003 N ГКПИ 03-615.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным пункта 28 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, представляется также лицензия на пользование недрами.
- Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, запрещается.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом лицензирования.
Заявители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и полноту представляемых сведений.
- При необходимости внесения изменений в лицензию на водопользование по инициативе водопользователя последний представляет заявление и необходимые материалы в соответствии с требованиями настоящих Правил.
- Орган лицензирования:
организует рассмотрение и проведение экспертизы представленных заявителем материалов на получение лицензии на водопользование с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий осуществления намечаемой деятельности установленным требованиям;
выполняет расчет характеристик водопользования для установления лимитов водопотребления и водоотведения;
определяет условия действия лицензии на водопользование;
обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
- Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной (в том числе независимой) экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов орган лицензирования может дополнительно продлить срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование до 30 дней.
- Орган лицензирования в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии на водопользование осуществляет ее оформление, регистрацию и выдачу водопользователю.
Лицензия на водопользование выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату сбора за выдачу лицензии.
- Продление срока действия лицензии на водопользование осуществляется в порядке, установленном для ее получения.
- Орган лицензирования вправе приостановить действие лицензии на водопользование на срок до 6 месяцев в случаях, когда водопользователь:
осуществляет деятельность, не предусмотренную лицензией, или с нарушением условий лицензии;
в процессе осуществления своей деятельности систематически или грубо нарушает водное законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
Действие лицензии на водопользование возобновляется после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия, о чем водопользователь уведомляется в письменной форме.
На срок приостановления действия лицензии на водопользование приостанавливается действие договора пользования водным объектом.
- Государственный контроль за соблюдением требований и условий лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами, другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.
- Передача права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, осуществляется на основании распорядительной лицензии.
- Для получения распорядительной лицензии заявитель представляет в орган лицензирования заявление о ее выдаче и документы, указанные в пункте 23 настоящих Правил.
- Решение о выдаче или отказе в выдаче распорядительной лицензии принимается органом лицензирования в течение 15 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
- Орган лицензирования в недельный срок со дня принятия решения о выдаче распорядительной лицензии осуществляет ее оформление, регистрацию и выдачу заявителю.
- При выдаче распорядительной лицензии органом лицензирования вносятся изменения в соответствующую лицензию на водопользование.
- Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступают в силу только после их регистрации.
- При отказе в выдаче лицензии на водопользование или распорядительной лицензии орган лицензирования направляет заявителю мотивированное разъяснение.
- Копии лицензий на водопользование и распорядительных лицензий постоянно хранятся в архиве органа лицензирования.
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным абзаца 1 пункта 45 см. решение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N ГКПИ 2001-1772.
- Бланки лицензии на водопользование и распорядительной лицензии являются документами строгой отчетности, имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Форма бланков утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют органы лицензирования.
Пункт 46 распространяется на тех водопользователей, которые пользовались водными объектами на основании разрешений (лицензий) в соответствии с действующими нормативными актами и до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 (письмо Росводресурсов от 09.11.2004 N ВК-02-47/600).
- До оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями настоящих Правил гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.
- Решения и действия органов лицензирования могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.