Опубликовано

Аккредитация частных агентств занятости.

В современном мире работник должен быть профессиональным и востребованным на рынке труда. Всеобщая декларация прав человека в ст. 23 предусматривает, что ˮкаждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицыˮ. Одной из приоритетных задач государства является проведение активной политики, направленной на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости, то есть чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу. Такая работа была бы продуктивней, существовали бы свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения.

В настоящее время на российском рынке труда действуют как государственные службы занятости, так и иные компании. Их деятельность регулируется Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) ˮО занятости населения в Российской Федерацииˮ. 1 января 2016 года законодательство вводит новый институт —  институт частных агентств занятости. Они осуществляют деятельность по возмездному подбору персонала, а также регулируют правоотношения в рамках договора о предоставлении труда работников. Право предоставлять такие услуги у частных агентств возникает после прохождения аккредитации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Таким органом являются территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения частного агентства занятости. Порядок прохождения аккредитации содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1129 ˮОб утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерацииˮ.

Данное Постановление четко устанавливает следующие требования к частным агентствам занятости:

  1. в первую очередь агентство должно обладать уставным капиталом в размере не менее 1 миллиона рублей;
  2. также у него не должно быть задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Российской Федерации;
  3. руководитель частного агентства занятости должен обладать высшим образованием, а также иметь стаж работы в области устройства и содействия занятости населения в Российской Федерации не менее 2 лет за последние 3 года;
  4. помимо вышеперечисленного у руководителя частного агентства занятости не должно быть судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Первым этапом получения аккредитации будет подача в орган аккредитации заявления и соответствующих документов. Такими документами являются:

  1. документ, удостоверяющий личность руководителя частного агентства занятости;
  2. документ о высшем образовании руководителя частного агентства занятости;
  3. трудовая книжка руководителя частного агентства занятости или документ, ее заменяющий;
  4. трудового договора с руководителем частного агентства занятости о работе по совместительству с отметкой работодателя о периоде работы (в случае отсутствия записи в трудовой книжке за последние 3 года, предшествующие дню подачи заявления о получении аккредитации);
  5. документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (при наличии) руководителя частного агентства занятости (в случае их изменения);
  6. доверенность, если подавать пакет документов будет не руководитель частного агентства занятости, а уполномоченное им лицо;
  7. опись представленных документов.

После подачи документов орган аккредитации регистрирует заявление, после чего в течение 3 дней осуществляет проверку соблюдения требований к оформлению заявления и комплектности прилагаемых к нему документов.

Орган аккредитации может возвратить документы в случае если:

— частное агентство занятости не зарегистрировано в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;

— частное агентство занятости является субъектом предпринимательства, применяющим специальный налоговый режим;

— заявление или прилагаемые к нему документы были представлены с нарушением требований, установленных Правилами аккредитации частных агентств занятости.

Если все документы поданы в соответствующем виде и органом аккредитации было принято положительное решение, он осуществляет аккредитацию путем внесения в реестр аккредитованных частных агентств занятости сведения о частном агентстве занятости.

После внесения в реестр аккредитованные частные агентства занятости ежегодно обязаны направлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчеты о деятельности по предоставлению труда работников (персонала) не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Также, в случаях, когда аккредитованные частные агентства вносят изменения в наименования частного агентства занятости, меняют адрес в пределах его места нахождения, ликвидируются или реорганизуются, они обязаны сообщить об этом в письменной форме в орган аккредитации. Помимо этого, частное агентство занятости должно уведомлять орган аккредитации при изменении фамилии, имени или отчества руководителя, а также в случае смены самого руководителя частного агентства занятости.

В течение действия аккредитации Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган по месту нахождения частного агентства занятости периодически проводит проверки частных агентств занятости. В случаях, если обнаружатся нарушения требований, орган аккредитации вправе приостановить аккредитацию, уведомив об этом частное агентство занятости. Оно в свою очередь имеет право в течение 30 календарных дней устранить нарушения. Устранение подтверждается документами, которые направляются в орган аккредитации, после чего принимается решение о возобновлении аккредитации или отказе в этом.

Помимо вышеуказанного существует процедура отзыва аккредитации. Последствием отзыва будет исключение частного агентства занятости из реестра. Это происходит в следующих случаях:

  1. при ликвидации или реорганизации частного агентства занятости;
  2. при истечении срока действия аккредитации;
  3. при письменном обращении самого частного агентства занятости об отзыве аккредитации;
  4. при несоответствии частного агентства занятости требованиям аккредитации;
  5. при представлении в орган аккредитации ежегодного отчета, содержащего заведомо ложные сведения;
  6. при неустранении в срок обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аккредитации, или несоответствий требованиям аккредитации;
  7. при непредставлении сведений о смене руководителя частного агентства занятости;
  8. при переходе частного агентства занятости на специальный налоговый режим.

После отзыва аккредитации частное агентство занятости сможет обратиться в орган аккредитации вновь не ранее чем через один год после принятия решение об отзыве аккредитации.

 

 

Федакова Софья,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.