Опубликовано

Как будет происходить процедура лицензирования производства, оборота и хранения табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья.

Месяц назад, 1 сентября 2023 года, в силу вступил Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», который вводит лицензирование деятельности в сфере производства и оборота табака, устанавливает требования к оборудованию для производства табачной продукции и предусматривает использование системы маркировки «Честный знак». Получать лицензию будут обязаны и те, кто занимается производством никотинсодержащих изделий и те, кто только ввозит и осуществляет хранение табачной продукции. Лицензирование розничной продажи никотинсодержащих изделий данный закон не предусматривает, но вводит запрет на розничную продажу табачной и никотинсодержащей продукции не в потребительской упаковке.

Данную лицензию смогут получать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Особые требования будут предъявляться к основному технологическому оборудованию. Начиная с 1 июля 2025 года производитель продукции и/или сырья должен будет владеть основным технологическим оборудованием на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и иметь на указанное оборудование паспорта основного технологического оборудования и/или иные документы и сведения, позволяющие идентифицировать указанное оборудование. Перечень видов основного технологического оборудования устанавливается Правительством РФ. При этом, данное технологическое оборудование не только должно присутствовать в утвержденном правительством перечне, но и подлежит обязательной государственной регистрации. Делается это для того, чтобы предотвратить незаконный выпуск табачной продукции.

Все производители, кто до 1 марта 2024 года не успеет получить лицензию, будут обязаны поставить свое оборудование на консервацию, и сделать это надо при участии специалистов из федерального органа по контролю и надзору. Расконсервация этого оборудования после получения лицензии, также будет возможна только при участии надзорных органов. Порядок и сроки консервации и расконсервации основного технологического оборудования устанавливаются Правительством РФ.

Любые действия с основным технологическим оборудованием подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре основного технологического оборудования для производства табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья. Если изменится владелец, место нахождения владельца, адрес нахождения оборудования или оно подвергнется утилизации, уничтожению, будет потеряно или украдено, все и любые такие изменения должны быть зарегистрированы в данном Реестре.

Для государственной регистрации основного технологического оборудования необходимо предоставить:

1) заявление;

2) копии паспортов оборудования;

3) правоустанавливающие документы на него.

Как уже стало традиционным, документы в госорган подаются в электронном виде.

У федерального органа по контролю и надзору на все про все есть 10 рабочих дней. Данный срок может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней, при условии, что основное технологическое оборудование находится за пределами территории муниципального образования, на которой расположен территориальный орган федерального органа по контролю и надзору.

После того, как оборудование будет зарегистрировано, можно обращаться за получением лицензии. Основные документы, которые потребуется подать в орган лицензирования, вне зависимости от того, какой вид деятельности в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья, будет выбран:

1) заявление о выдаче лицензии;

2) копии паспортов основного технологического оборудования. Представлять документы, ранее представленные для государственной регистрации основного технологического оборудования, не требуется;

3) копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на основное технологическое оборудование.

Подача документов происходит в электронном виде. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче поступит также через телекоммуникационные каналы связи в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя документов. Указанный срок может быть продлен, но максимум на 10 рабочих дней, опять-таки, если место осуществления предполагаемой лицензируемой деятельности находится за пределами территории населенного пункта, на которой расположен территориальный орган федерального органа по контролю и надзору.

Выдача лицензий осуществляется путем внесения записи в Государственный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.

Если же вынесено решение об отказе в выдаче лицензии, оно в течение 1 рабочего дня направляется заявителю посредством информационной системы мониторинга, а также по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

Основания для отказа в выдаче лицензии:

1) несоответствие заявителя лицензионным требованиям;

2) отсутствие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основного технологического оборудования;

3) наличие ареста на заявленное основное технологическое оборудование по делу об административном правонарушении;

4) отсутствие регистрации заявителя в информационной системе мониторинга;

5) неустранение заявителем выявленных нарушений или непредставление заявителем уведомления об их устранении;

6) неистечение года со дня аннулирования предыдущей лицензии;

7) наличие действующего предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере технического регулирования к табачной продукции и никотинсодержащей продукции, выявленных в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

В общем, правила лицензирования производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства не отличаются от прочих, так как изначально планировалось, что специализированный госконтроль в этой сфере будет введен по аналогии с уже налаженной моделью госрегулирования алкогольного рынка. А значит, оформление лицензии на производство, оборот табачной и никотинсодержащей продукции и сырья не составит особого труда для тех, кто имеет опыт в лицензировании остальных видов деятельности, в частности лицензирования производства, оборота этилового спирта, алко-и-спиртосодержащей продукции.

Юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы