Опубликовано

Что надо знать о лицензировании управляющих компаний многоквартирных домов.

Год за годом гражданское и жилищное законодательство Российской Федерации подвергается интенсивному преобразованию. Одной из главных целей реформирования отношений в жилищно-коммунальной сфере являлось усиление контроля деятельности управляющих компаний по управлению многоквартирными домами. Необходимость нормирования и усиления контроля в этой сфере была очевидной, так как управление многоквартирными домами играет важную социальную роль. Начиная с 2015 года для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами требуется получить лицензию.

Жилищный кодекс РФ установил основные положения о порядке лицензирования данного вида деятельности, в числе которых срок действия лицензии равный 5 годам, действие лицензии только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана; срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Помимо основных лицензионных требований, закрепленных в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат, который выдается органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании заявления лица, сдавшего квалификационный экзамен. Заявление о выдаче квалификационного аттестата подается в письменном виде в орган государственного жилищного надзора того субъекта Российской Федерации, лицензионная комиссия которого осуществляла прием квалификационного экзамена у лица, сдавшего квалификационный экзамен. Квалификационный аттестат выдается лицу, сдавшему квалификационный экзамен, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления в орган государственного жилищного надзора. Кандидат на получение квалификационного аттестата имеет возможность заблаговременно подготовиться к сдаче экзамена, так как перечень вопросов для проведения квалификационного экзамена утвержден Приказом Минстроя России №789/пр от 05.12.2014 г. Выдача квалификационного аттестата осуществляется на безвозмездной основе.

Последствия введения новых стандартов, в части установления запрета на осуществление рассматриваемой деятельности без лицензии, на рынке управления жильем в Российской Федерации можно оценить исключительно положительным образом. Появилось значительно больше гарантий того, что управляющие компании будут добросовестно выполнять свои обязательства. Теперь для смены плохой управляющей компании жильцам достаточно своевременно обратиться в госжилинспекцию с жалобами. Установлен также единый стандарт платежей за услуги ЖКХ, что значительно упрощает положение как для жильцов, так и для предпринимателей, осуществляющий управление многоквартирными домами. Если ранее госжилинспекции могли лишь оштрафовать недобросовестную управляющую компанию, то в настоящее время они наделены полномочиями лишить управляющую компанию права управления домом после двух нарушений, признанных судом; после потери 15% домов – имеет право лишить лицензии.

Таким образом, следует отметить, что лицам, желающим осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами необходимо соблюсти множество условий и соответствовать всем установленным лицензионным требованиям. Если Вы не уверены, сможете ли самостоятельно разобраться со всеми правилами, опытные юристы помогут Вам в этом, как консультациями, так и полным оформление требуемых документов. Компания Объединенные юристы – профессионалы в области лицензирования помогут Вам с легкостью пройти все этапы получения лицензии и гарантируют высокое качество услуг. Подробнее о получении лицензии по управлению многоквартирными домами Вы можете узнать здесь https://www.ulc.ru/licenziya-po-upravleniju-mnogokvartirnymi-domami/

Мирза Кристина,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.