Опубликовано

Медицинский кабинет в общеобразовательной организации: нормы, правила, стандарты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана предоставить помещение, для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.     Медицинский кабинет в учебном учреждении – это специализированное медицинское учреждение, где наряду с поликлиниками и другими медицинскими клиниками проводится систематическое плановое медобслуживание детей и подростков. В это понятие включаются такие виды деятельности как вакцинация, туберкулинодиагностика, медосмотры и, безусловно, оказание первой медицинской помощи.

Приказ Минздрава России от 05 ноября 2013г. №822 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним. Согласно данному нормативно-правовому акту предусматриваются следующие варианты организации медицинской деятельности в учебном учреждении:

Вариант первый: образовательное учреждение заключает договор с медицинской организацией о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию. Общеобразовательное учреждение, в свою очередь, для реализации условий договора берет на себя обязательства предоставить помещение на безвозмездной основе (с обязательным соблюдением всех правил и норм санитарно-эпидемиологических требований (в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). Помимо этого, учебное учреждение берет на себя обязательство обеспечить оснащение медицинского блока оргтехникой, мебелью и медицинскими изделиями (в соответствии со стандартами оснащения), а также перевязочными материалами и лекарственными препаратами для оказания неотложной помощи обучающимся. Обязательным условием является предоставление спецодежды для медицинских работников. В результате реализации данного варианта, обслуживание осуществляется медицинскими работниками, находящимися в штате медицинской организации.

Вариант второй: образовательная организация осуществляет обслуживание обучающихся самостоятельно. Для этого в обязательном порядке, согласно нормам Российского законодательства, оформляется лицензия на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. При выборе второго варианта организации медицинской деятельности, учебное учреждение самостоятельно укомплектовывает отделение медицинской помощи квалифицированными медицинскими работниками, штатная численность которых определяется с учетом объема оказываемой медицинской помощи и профилактических работ. Для этого разрабатываются должностные инструкции медицинских работников (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»).

В уже существующих образовательных организациях допускается наличие помещений медицинского назначения в соответствии с проектами, по которым они были построены. Для вновь строящихся зданий, не зависимо от их вместимости, следует сразу предусматривать медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов с отдельным входом в блок из коридора. Рекомендуемая площадь помещений следующая:

  1. кабинет врача — не менее 14 кв.м.;
  2. процедурный кабинет — не менее 14 кв.м.;
  3. кабинет стоматолога — не менее 12 кв.м.;
  4. кабинет психолога — не менее 10 кв.м.;

При медпункте также необходимо оборудовать отдельный санузел.

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к медицинским кабинетам в учебном учреждении, содержатся в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»:

Согласно пункту 4.27: во всех помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальные раковины. Согласно нормативам, в местах установки следует предусматривать отделку стен глазурованной плиткой или иными влагостойкими материалами (на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны).
Согласно пункту 4.30: поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими и допускающими их уборку влажным способом, а также устойчивыми к действию дезинфицирующих и моющих средств, разрешенных к применению в помещениях медицинского назначения.
Согласно пункту 6.11: для медицинского пункта следует предусмотреть отдельную систему вытяжной вентиляции.
Согласно пункту 8.1: помещения медицинского назначения должны обеспечиваться холодным и горячим централизованным водоснабжением.    

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах необходимо использовать ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, разрешенные к применению в установленном порядке.

Все виды оборудования, медицинский и другой инвентарь, и непосредственно сами помещения должны содержаться в чистоте.  Влажную уборку (обработку подоконников, дверей, оборудования, мебели и полов) нужно проводить не менее 2 раз в сутки и обязательно с использованием дезинфицирующих и моющих средств, которые разрешены к применению в установленном порядке. Генеральная уборка кабинета врача осуществляется по графику не реже 1 раза в месяц. В то время как генеральная уборка процедурного кабинета проводится 1 раз в неделю.

Ведра, ветошь, швабры и другой уборочный инвентарь должны иметь маркировку, где указывается помещение и вид уборочных работ. Данный инвентарь необходимо использовать строго по назначению, обрабатывать дезинфицирующими растворами и хранить в выделенном помещении.

Оснащение медкабинета в общеобразовательном учреждении определяется видом работ, которые будут проводиться в данном помещении, типом и мощностью учреждения и регламентируется санитарными нормами Российского законодательства.

Кабинет приема врача в образовательном учреждении оснащается аналогично педиатрическому кабинету в поликлинике. Стандарт оснащения включает в себя: медицинское оборудование (ростомер, весы, динамометр ручной, спирометр, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, секундомер, сантиметровую ленту, таблицу для определения остроты зрения и т.д.) и медицинскую мебель (стол и стул врача, стол и стул медсестры, кушетку, ширму, аптечный шкаф, шкаф для документации и т.д.).

Процедурный кабинет оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к помещениям, в которых хранятся инъекции и вакцины. Стандарт оснащения для процедурного кабинета включает в себя медицинские столы (с маркировкой по видам прививок), специальный стол для туберкулинодиагностики и холодильник (с двумя термометрами).

Стандарт оснащения для кабинета стоматолога включает в себя: универсальную стоматологическую установку, стол, кресло врача-стоматолога, стерилизатор и другое специальное оборудование.

 

В заключении отметим, что мы рассмотрели основные требования, правила и нормы, которые регламентируют организацию, оснащение и функционирование медицинского кабинета в общеобразовательном учреждении.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-medicinskij-kabinet-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-ili-dou/

 

 

Филатова Людмила,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.