Опубликовано

Мини детский сад «по присмотру и уходу», нужна ли лицензия и заключение Роспотребнадзора?

В нашу компанию обратился клиент. Ситуация была следующая. Имея в аренде помещение, необходимых специалистов и оснащение, клиент организовал бизнес из раздела «частного детского сада». Помещение подобрано согласно целям деятельности, предусмотрены также удобная транспортная доступность, наличие зеленого парка в непосредственной близости, современная детская площадка, красивый ухоженный фасад здания. По возникли вопросы: деятельность организации подпадает под понятие «образовательной»? Нужна ли лицензия? Нужно ли заключение территориального органа Роспотребнадзара о санитарном состоянии помещения? Одним словом, какой пакет документов необходимо иметь, чтобы законно вести бизнес?

Для полноты оценки сложившейся ситуации, мы запросили дополнительную информацию: какой возраст детей, какие услуги непосредственно оказываются в детском центре, какого плана и объема, на какое время родители оставляют детей, как организовано питание, какова величина групп и их количество.

И получили следующие данные: детский сад принимает детей дошкольного возраста на продолжительность пребывания до шести часов, всего в детском саду две группы по десять человек, заключен договор на привозное питание, для детей организованы уличные прогулки, проведение тематических праздников, игровые программы для поддержания и развития физической активности.

Специалисты нашей компании подробно изучили предоставленную информацию и сделали соответствующие выводы.

Сначала давайте разберемся с заключением территориального органа Роспотребнадзора, нужно или нет?

С точки зрения санитарно-эпидемиологических требований основным документом, регулирующим порядок функционирования и организации детских садов, является Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. В нем содержится полный перечень требований к организациям дошкольного образования:

— требования к размещению ДОУ;

— условия содержания и оборудования территории;

— содержание и оборудование внутренних помещений;

— освещение помещений (естественное и искусственное);

— правила предоставления, оборудования и ремонта вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации;

— условия приготовления и подачи питания; прием несовершеннолетних в группу;

— режим сна и бодрствования;

— физическое воспитание;

— правила гигиены сотрудников.

Большинство правил обязательны к выполнению и соблюдению. Но на некоторые здания и помещения, которые были построены ранее даты публикации действующего СанПиН, согласно п.1.5 разрешена эксплуатация в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Для дошкольных организаций, оказывающих услуги только по присмотру и уходу за детьми, допускаются некоторые менее жесткие требования, чем для организаций, реализующих образовательные программы. Например, использование оборудованных мест для прогулок детей и занятий физкультурой, расположенных на территории скверов, парков и других территориях, которые приспособлены для прогулок детей и занятий физкультурой, в то время как для образовательных дошкольных учреждений необходимо наличие собственной оборудованной территории.

Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 966 «О лицензировании образовательной деятельности гласит, что в случае осуществления образовательных дошкольных программ организация обязана получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности (п. 2 ст. 40 Федерального закона Российской Федерацииот 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В случае с нашим клиентом получение заключения территориального органа Роспотребнадзора о санитарно-эпидемиологическом соответствии помещения не требуется, так как отсутствует в деятельности реализация дошкольных образовательных программ.

Обратимся к следующему вопросу: нужна ли лицензия на осуществление образовательной деятельности в отношении заявленного формата организации?

При реализации образовательных программ при дошкольном обучении услуга «по присмотру и уходу» является сопутствующей. Пункт 34 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) определяет присмотр и уход за детьми как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В нашем случае у клиента услуга «по присмотру и уходу» является основной и единственной. Никакие виды образовательных программ в детском саду не осуществляются, занятия профильного назначения не проводятся. В течение всего времени нахождения детей в детском центре воспитатели заботятся о детях, соблюдают правила безопасности и санитарно-гигиенические нормы, сопровождают во время прогулок, соблюдают режим дня и питания.

Поскольку и Закон об образовании, и Конституция Российской Федерации гарантируют бесплатность только образования, но не сопутствующих услуг, то при реализации образовательной программы по дошкольному обучению по общему правилу услуга присмотра и ухода является для родителей платной.

Оказание услуги по присмотру и уходу может включать в себя следующие виды расходов: на обеспечение соблюдения детьми режима дня и личной гигиены, на организацию бытового и хозяйственного обслуживания, на организацию питания.

Перечень расходов, которые относятся к прямому запрету на включение в стоимость услуги по присмотру и уходу, содержится в п.4 ст.65 и ч.9 ст. 66 Закона. Это расходы на содержание недвижимого имущества и расходов на реализацию программ дошкольного образования. Но в нашей ситуации, так как образовательные программы не осуществляются, услуга по присмотру и уходу является самостоятельной и, соответственно, платной.

Также следует обратить внимание на то, что законодательство не связывает возможность оказания услуги по присмотру и уходу с обязательной сопутствующей реализацией какой-либо образовательной программы. А это значит, что совершенно на законных основаниях организация может оказывать услугу только по присмотру и уходу, не осуществляя при этом образовательной деятельности и не являясь образовательным учреждением.

Таким образом, учитывая все вышеизложенные данные нормативно-правовых актов, формируется вывод, что получать лицензию по осуществление образовательной деятельности нет необходимости. Лицензия получается лицензиатом лишь в том случае, если дошкольные образовательные программы реализуются. Аналогично обстоит ситуация и с получением заключения территориального органа Роспотребнадзора.

В заключение хотим отметить, что при возникновении спорных ситуаций, мы рекомендуем обратиться за разъяснением к специалистам в области лицензирования. Вы получите компетентный ответ, основанный на положениях законодательных нормативно-правовых документов.

https://www.ulc.ru/licenzija-dlja-detskogo-sada-v-moskve/

 

Филатова Людмила,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.